Воспитание: гендерный вопрос

Гендерное воспитание
статья по теме

Актуальность гендерного воспитания – огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
gendernoe_vospitanie-statya.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

«Всевышний сотворил человека Единым,
но, разгневавшись на него,
разрубил на две половинки (мужчина и женщина).
С тех пор, они, такие разные,

ищут по свету друг друга,

чтобы обрести полноту существования…»
(из восточной легенды)

«Гендер»(род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний

Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

  1. игры
  2. народные сказки
  3. пословицы
  4. колыбельные песни
  1. игры
  2. познавательно-развивающие этические беседы
  3. проблемные ситуации
  4. схемы-действия
  1. игровая деятельность
  2. экспериментальная
  3. проблемно- поисковая

Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует 3 типа мотивации:

– игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)

– личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)

– общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).

Главными педагогическими задачами являются:

  1. оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
  2. расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
  3. поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
  4. создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.

Мальчики и девочки они такие разные! Физиологические различия

-У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознатель-ной ориентации в пространстве

-У мальчиков в дыхании задейст-вованы мышцы брюшного пресса..

-Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.

-Ориентируются на дальнее зрение.

-Более подвижны, менее усид-чивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще стра-дают от своей гиперактивности.

-Труднее обрабатывают информа-цию, полученную разными полуша-риями.

-Легкие мальчиков по величине больше

-Крови на пол литра больше, чем у девочек

-Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логичес-кого мышления.

-Девочки дышат грудью

-Большая выносливость. Более крепкое здоровье.

-Организм лучше сопротивляется болезням.

-Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.

-Чувствительны к шуму.

-Кожная чувствительность выше.

-Ориентируются на ближнее зрение.

-Менее подвижны. Более усидчивы.

-У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.

(Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.

Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).

Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.

Высокая активность умственной работы

в условиях дефицита времени.

Быстро и легко решают новые задачи,

Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.

Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.

Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.

Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.

Активно отвечают на повторный

В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

Используют в рисунке меньшее

Их цветовая гамма менее насыщенная.

чёрному, синему, красному, жёлтому,

Себя зачастую изображают на фоне машин.

Любят рисовать себя в фате.

Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.

Особенности развития связной речи

Больше внимания при рассказе

Речь обычно богаче. Словарный запас

Обогащается значительно быстрее.

Рассказы отличаются незавершён-ностью, простотой изложения, тра-диционностью сюжета.

Более детально описывают предметы.

Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.

Более самостоятельны в суждениях,

ценят динамические моменты

Уровень литературного развития

у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях

  1. у мальчиков конструктивный тип мышления.
  2. мальчикам легко даются задания на пространственное восприятие и мышление.
  3. мальчики много говорят и плохо слушают
  1. громогласные;
  2. чрезмерно подвижные;
  3. небрежные;
  4. грубые.

1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек – крупную (игры с мячом).

2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования

с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

4. Используйте чаще разные головоломки для девочек .

5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.

6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.

8. Приглашайте на занятия чаще мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы.

9. Если в группе есть лидеры – мальчики , обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.

10. Хвалите и девочек , и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Кем же лучше быть –

Мальчиком или девочкой?

Лучше всего – самим собой!

Потому что ты единственный

И неповторимый в этом мире.

Гордись собой и радуйся жизни.

“Два взгляда на воспитание ребенка” –

психологическая игра для родителей – мам и пап”

  1. Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек
  2. Написание пригласительных на собрание по количеству детей.
  1. Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского.
  2. Учет противоположного мнения в привлечение отцов к делу воспитания ребенка.
  1. Определить взгляд в вопросе воспитание с точки зрения пап и мам.
  2. Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка.
  1. Ведущий – педагог – психолог
  2. Родители средней группы – обязательно присутствие 2 супругов полных семей.
  3. Воспитатели группы.

Рекомендации для раздачи участникам игры.

Разработка методики проведения игры.

  1. 2 стола, стулья по количеству родителей.
  2. Бумага и карандаши для работы в группах
  3. 2 доски для демонстрации ответов групп.
  4. Цветной картон, бусы, подарочная бумага, скотч
  5. Деревянные части кораблика
  6. Ситуации, для решения их родителями.
  1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).
  2. В игре нет зрителей. Все участники.
  3. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

1. Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме. Участники делятся на 2 группы – группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание: «Дети – цветы жизни». (Участники игры высказывают свое мнение).

Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки. При этом вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин. В общем-то ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во – вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего так скрывать, профессия воспитателя мало оплачиваема, а потому и не входит в разряд престижных, мужских.

Подумаешь, вроде все верно – в детских садах должны работать женщины. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

2. Внимание! Первый вопрос обеим командам.

Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими – мальчик. На выполнение дается 2 минуты.

Участники записывают качества на листах, разделенных на 2 половину. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек. Происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

3. Второй вопрос: Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Напишите за 1 минуту план, как вы устроите ребенку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы.

Участники записывают качества на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Праздник для ребенка – это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытает ребенок во время праздника – радость или разочарование. И ребенку особенно радостно, если этот праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же броситься развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап все же получаются лучше.

4. Третий вопрос: Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы для сына – затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 3 минуты.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.

Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и, как правило, в играх участия не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.

5. Четвертый вопрос: Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми.

Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает игры, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых.

6. И наш пятый вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты.

Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения.

Ведущий: Как порой мы бываем, несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 7 наименований птиц, а команда мам – 7 наименований растений. (Команды работают). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж…» и «Ваша жена…» (написанные ведущим). Приложение 2.

Раздача рекомендаций родителям. Приложение 3.

СИТУАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Прочтите мини- ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Старший сын – маме: « Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь « маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  2. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит посидеть с ней.
  3. Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш:

« Он отнял мою машинку!».

  1. Ребенку сделали укол, плачет: « Доктор плохой!»

Гендерное воспитание: особенности, опасности и необходимые условия правильного развития детей (130 фото)

В современном обществе все чаще становятся популярными темы гендерного воспитания дошкольников и малышей с самого рождения. Многие могут часами спорить о том, каким образом следует воспитывать мальчиков и девочек, но мало кто действительно понимает, что это означает и как с этим жить.

Что такое гендерное воспитание?

Все чаще педагоги и детские психологи говорят о том, что детей требуется воспитывать в соответствии с их принадлежностью к тому или другому полу.

Если говорить общими словами, то гендерное воспитание – это формирование у детей осознания того, к какому полу они принадлежат, какая модель поведения для них является допустимой.

Гендерное воспитание дошкольников подразумевает под собой донесение до детей возрастом трех лет и старше психологические, социальные и культурные различия между мужским и женским полом.

Сущность гендерного воспитания детей

Сейчас все чаще можно столкнуться с мужчинами и женщинами, не понимающими свое реальное социальное положение в обществе, живущими в противовес тем эволюционным задачам, которые заложены в каждом из нас с момента появления на свет.

Женский образ в наши дни все чаще предстает в образе некрасовской женщины, способной и коня остановить на скаку, и в горящую избу войти.

Женщины становятся главой семьи, взваливают на себя решение задач по финансовому положению семьи, фактически перенимают на себя роль добытчика. А мужчины в это время начинают проявлять не свойственную им слабость и нерешительность.

В реальности же мужчины должны стать решительными и смелыми, а женщины – чуткими, кроткими, нежными и заботливыми. В большинстве случаев подобные проблемы возникают из-за неверного подхода родителей к воспитанию своих детей.

Маленькие дети не могут в полной мере осознать свою половую принадлежность, поэтому план гендерного воспитания должен включать стремление родителей в разумной мере донести до своего ребенка, к какому полу он относится и как должен себя в соответствии с этим знанием нести.

Подобная схема воспитания несет в себе множество плюсов, среди которых можно выделить:

  • У маленьких детей формируется навык толерантного отношения по отношению к окружающим вне зависимости от того, кем они являются.
  • Дошкольники начинают понимать, к какому полу следует себя относить.
  • При подобном подходе в воспитании дети получают возможность узнать о том, как следует себя вести и девочкам и мальчикам.

Педагогический персонал в детском саду также несет большую ответственность в воспитании детей. Гендерное воспитание детей в детском саду происходит под влиянием социальных и культурных норм, принятых в одном конкретном обществе.

Гендерные роли осваиваются детьми не только на примере своих родителей, но и в воспитательных группах детских садов под присмотром воспитателей и других педагогов.

Различия в воспитание мальчиков и девочек

С самого появления малыша на свет стоит понимать, кто перед вами: мальчик или девочка, ведь они совершенно отличаются – и по слуху, и по зрению, и по своим действиям, которые совершают.

Главные задачи гендерного воспитания должны учитывать не только физические, но и умственные способности ребенка, дарованные ему природой.

Если в семье подрастает маленький защитник, стоит ответственно подойти к его воспитанию. Родителям необходимо усвоить несколько основных правил:

  • Позволять ребенку браться за выполнение серьезных задач, хвалить его вне зависимости от того, насколько успешно эти задачи были выполнены. Поощрять мальчика за выполнение работы по дому.
  • Давать мальчику возможность взять инициативу в свои руки, поддерживать его прежде всего словами за проявленную активность.
  • Давать ребенку право принимать решения в определенной области, высказывать свое мнение по вопросам, которые касаются мальчика.
  • Всячески поддерживать общение с другими сверстниками, позволять почувствовать себя по-настоящему принадлежащим определенной группе.
  • Уделять достаточно времени беседам с ребенком, поднимать важные для него, для всей семьи темы.
  • Ни в коем случае не ругать мальчика за минутное проявление своих чувств, слез.

Если на долю родителей выпала задача достойно маленькую девочку, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Поднимать самооценку девочки, объяснять, почему она уникальна и не похожа на остальных.
  • Отец семьи должен всячески проявлять восхищение внешним видом дочери, радоваться ее красоте.
  • Девочек обязательно стоит привлекать к выполнению добрых дел, что поспособствует формированию таких ценных женских качеств как трудолюбие, жалость, отзывчивость, щедрость.
  • Способствовать частым доверительным беседам с ребенком, обмену секретами.

Особенно важным инструментом в воспитании девочек являются сказки, ведь они закладывают в подсознание основы достойного нравственного поведения, осознания роли достойной доброй девушки.

Правила воспитания по гендерному признаку

С самого появления младенца на свет каждый родитель старается воспитывать его в соответствии с качествами, присущими тому или иному полу. Девочки должны быть нежными, заботливыми, а мальчики смелыми, сильными. Это и есть гендерное воспитание ребенка. В чем же суть гендерного воспитания? На что нужно обратить внимание родителям? Какие вопросы могут возникнуть в процессе воспитания?

Что же это за воспитание?

Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости. Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков.

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

  • понимание о принадлежности к тому или иному полу;
  • чувство терпения к противоположному полу;
  • знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.

В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.

На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей. Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу.

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Девочки и мальчики. Особенности, советы психолога.

Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.

Особенности гендерного воспитания девочки в семье:

  • девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
  • для развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;
  • разговоры “по душам” с мамой только укрепляют отношения и знакомят с женским единством;
  • между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
  • привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
  • больше хвалите девочек;
  • обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
  • обратите внимание на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.

У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:

  • для мальчиков любовь — это доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;
  • пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти возможность ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;
  • для мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;
  • нельзя запрещать давать волю эмоциям. Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
  • мальчишкам очень важен контакт с родителями;
  • умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение для сильного пола;
  • мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику, очень важную для мальчиков.

Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.

Гендерно-нейтральное воспитание: дать ребенку выбор

Мальчикам — машинки, девочкам — куклы. Одним голубую одежду, другим — розовую. Парней учим скрывать эмоции и проявлять силу, а девушек — скрывать силу и проявлять эмоции. Актуальны ли принципы традиционного воспитания в мире, где женщины могут покорять не только будущего мужа, но и космические просторы? В мире, где развитый эмоциональный интеллект — залог счастливого брака и удачной карьеры? Этому вопросу был посвящен круглый стол, организованный компанией Kidmost. В нем приняли участие эксперты: Эльвира Кузнецова — руководитель проекта Kidmost.ru, Мария Скрябина — психолог, эксперт проекта Selfmama, Ольга Лишина — автор телеграм-канала «Она же девочка», писательница, преподавательница, Ксения Боровинская — мама троих детей, автор телеграм-канала о гендерно-нейтральном воспитании.

Psychologies: Если мы хотим поговорить о внегендерном воспитании, стоит сказать пару слов о традиционном воспитании, которому мы противопоставляем новый метод.

Мария Скрябина: В древние времена интеллект еще не был развит, мы просто следовали своим инстинктам. Цель была одна — выжить. Сила, решительность и импульсивность мужчин способствовали этому. Способность женщин вести много дел одновременно, склонность к методичной работе ассоциировались с хранением домашнего очага, воспитанием детей. Так что исторически роль гендерного воспитания была велика, и мы должны ему сказать «спасибо».

Но сейчас другие времена. В эру научного прогресса, когда мы ведем информационные войны, используем технологии, сила уже не так часто и нужна. Да и слабость не так уж мешает жить. Мы развиваемся сами и развиваем свой эмоциональный интеллект. Стивен Хокинг доказал: не надо быть сильным, чтобы изучать черные дыры.

Современная психология делит человечество не на мужчин и женщин: мы учитываем личность и ее базовые потребности. Все мы хотим, чтобы нас любили, чтобы нас слышали.

Ксения Боровинская: Гендерное распределение ролей во многом обуславливалось необходимостью постоянно заводить потомство из-за высокой смертности. Сейчас можно так не делать: гораздо выше вероятность, что наши дети доживут до взрослого возраста.

Когда парадигма начала меняться? И меняется ли она для всех?

Ольга Лишина: Она меняется — где-то быстрее, где-то медленнее. Когда в Россию приезжали писательницы и художницы норвежского комикса «Свобода, равенство, сестринство», они не могли ответить на вопросы, которые им задавали, — слишком разные условия у нас. Например, их спрашивают: «У нас на труде мальчики изучают устройство автомата Калашникова, а девушки обсуждают контрацепцию. А что, мальчикам не нужно знать про контрацепцию?» Авторы комикса задумались и не смогли ответить, потому что у них в Норвегии реальность другая, там давно так вопрос не стоит.

Ксения Боровинская: Меня сама жизнь направила к тому, чтобы использовать принципы внегендерного воспитания. У меня трое детей: старшей дочери двенадцать, сыновьям шесть и три. Когда родился старший сын, родственники задарили его классическими мальчиковыми игрушками: машинками, молоточками, кубиками.

В два года года он увидел у подружки-ровесницы пупса и говорит: «Это малыш, это малыш — как я!» Он в такой восторг пришел от этого пупса, что эта подружка двухлетняя ему его подарила. Ему нравятся пупсы, а раньше я об этом даже как-то не задумывалась! Я начала покупать ему пупсов, у него появился первый кукольный домик. При этом он совершенно не забросил свои машинки, просто начал играть еще и с куклами. Тут я поняла, что мой ребенок гораздо круче и интереснее, чем я могла предположить.

Я начала обращать внимание на такие вещи и предлагать ему весь спектр занятий, а не только традиционные мальчиковые игры. Он с большим интересом все пробовал. У меня не возникало вопросов по этому поводу, но вопросы начали возникать у окружающих. Меня начали спрашивать: «А почему ваш мальчик играет с куклами?» Это очень злило. А почему он не должен играть с куклами?

Эльвира Кузнецова: В нашу компанию часто обращаются с таким запросом: «Какой кружок вы посоветуете для мальчика и для девочки?» То есть родители делают акцент не на том, сколько лет ребенку, не на том, чем он интересуется, а на том, какого он пола. Мы в таких случаях советуем спросить для начала у ребенка, чего он хочет.

Вообще сейчас студии и кружки стремятся к тому, чтобы их посещали дети обоих полов. Это тренд времени: мы начинаем понимать важность совместных занятий девочек и мальчиков. Не осталось педагогов, которые говорят: «Поищите что-нибудь для девочек, у нас все-таки для мальчиков кружок». Наоборот, радуются, если мальчик, например, хочет в балет, а девочка — на боевые искусства.

Ксения Боровинская: Мы вроде бы уже поняли, что если мальчик увлечен математикой, не надо его пихать в футбол. При этом, если мальчик хочет в балет, для многих это все равно как-то неправильно. Мы следуем стремлениям детей, но остаемся в гендерных рамках.

Мария Скрябина: Человек может заявлять о своих потребностях и быть услышанным. Никто не говорит, что он сразу должен получить то, что хочет, но по крайней мере сопереживание получить должен каждый. Типичные посылы гендерного воспитания такие: «Мальчики не плачут», «Девочки слабее», «Это не для твоего пола». Получается, ребенок не может быть собой. Не может обсуждать без разговора о половых признаках, чего он хочет.

Не противоречат ли принципы внегендерного воспитания осознанию своего пола? Этого боятся очень многие сторонники традиционного подхода к воспитанию.

Мария Скрябина: Мы не можем игнорировать наличие у мальчиков пениса, у девочек влагалища. Когда ребенок рождается, он не знает ничего про особенности своего пола. Поэтому сначала мы ему помогаем, задаем определенные границы. Но цель не в том, чтобы он каким-то образом себя вел. Цель — помочь ребенку освоиться, осознать свои биологические особенности.

Я знаю очень много девочек, которые без посыла мам выбирают розовую или светлую одежду — то есть то, что им нравится. Нет исследований по внегендерному воспитанию, но есть работы относительно теории привязанности. Если родители позволяли мальчикам заботиться о близких, а девочкам — быть решительными, автономными и делать свой выбор, в подростковом и зрелом возрасте эти дети социально активны, коммуникативны, менее тревожны, больше доверяют другим.

Каждая из вас отвечает за разные важные сферы жизни ребенка: чтение, хобби, воспитание. Как в ваших сферах меняется отношение к гендерным стереотипам?

Ольга Лишина: Я впервые этим летом в книге Алены Марьясовой «За два часа до снега» «встретила» удачно готовящего папу, и это было нормально для семьи внутри книги. Папа приготовил блинчики — и это не было преподнесено как «Ничего себе, папа не боится подходить к плите!». Там девочка ходила в походы с папой, а тот спокойно готовил при этом — и никто не терял сознания.

А у Ольги Лукас в «Методе принцесс» вообще родители расслабленно-нейтральные: папа — фотограф, с утра поспать любит, мама работает в автошколе инструктором, у нее столько учеников, что она поздно приходит. И это просто дается как информация. Не как «Милый ребенок, ты сейчас посочувствуешь моему герою, который брошен жестокой матерью!» (смеется).

Эльвира Кузнецова: Наш сервис построен на том, что ребенок вместе с родителями может посмотреть, какие столярные мастерские или, например, школы фокусов в Москве есть. Когда они открывают абонемент и видят полторы тысячи занятий в день, начинают интересоваться. Чем активнее, любознательнее родители, тем больше у ребенка шансов попробовать все.

Абонемент дает возможность сходить на разные занятия. Мы ставим себе задачу расширить выбор. Выбор — это самое главное, что мы можем дать ребенку, и вот почему это важно. Мои дети-подростки, у которых была уже возможность выбирать, сегодня не могут поверить в «страшные истории» из моего детства. Например, в старших классах школы у нас ввели автодело. Мальчики учились водить автомобиль и получали права, а девочкам это было категорически запрещено. Мы с подругой боролись, писали письма в РОНО, но нас не пустили. Мои дочери уже не понимают, как это.

Но в этом плане мальчикам сегодня не легче. Когда девочка начинает заниматься традиционно мальчишечьим хобби, ей говорят: «Здорово, классно, давай!» Женщина, которая науками занимается, робототехникой, программированием — это шаг в будущее! Родители поддерживают. А когда мальчик хочет заниматься вязанием, часто это воспринимается взрослыми отрицательно. «Ты не сможешь построить карьеру, ты не пробьешься».

Ксения Боровинская: Потому что женское до сих пор считается чем-то довольно стыдным…

Эльвира Кузнецова: Наш сервис хорош тем, что у нас не обязательно говорить: «Я записался в кружок по приготовлению пиццы». Можно так: «Ну, мы сходим, попробуем шоколад сделать». Вроде как это такой компромисс для самого мальчика, для его окружения, для бабушек с дедушками. И это может быть такая среда, в которую мы даем возможность погрузиться, возможность попробовать одной ножкой в эту воду зайти, пощупать. Не так все страшно, крокодилов нет!

Ксения Боровинская: В детском кругу как-то менее болезненно воспринимают эти вопросы. К моему сыну подходят дети на площадке и спрашивают: «А почему ты в розовом, как девочка?» Он говорит: «Я не как девочка, просто я люблю розовый цвет — и все цвета для всех!» И дети такие: «А, о’кей!» И играют дальше.

Эльвира Кузнецова: Бывает, лет в пять-шесть мальчик случайно слышит разговор деда с отцом. «А что он у вас на балет ходит, не мужик, что ли? Он в лосинах будет бегать, как дурак? Давай его в хоккей!» Мальчик начинает сомневаться. Папа, может, даже и защитит и скажет: «Да, и это классно, он будет гибким, сильные ноги, он будет гармонично развит». Но мальчик слышит это и начинает переживать.

И что с этим делать? Особенно если речь идет о старшем поколении. Мы их любим, но и спорить все время невыносимо.

Мария Скрябина: Родители, которые придерживаются нейтрального воспитания и учета потребностей своих детей, должны быть готовы к тому, чтобы защитить границы своего ребенка. И обучить ребенка дружелюбно защищать свои границы. Вот как Ксения прекрасный пример привела. Потому что жизнь — она такая, все время кто-то критикует.

Я, например, активная феминистка. Мой дедушка-подводник — прекрасный человек, но у него есть свое детство, свои травмы, свое прошлое. И он не обязан соглашаться со мной. Но это не должно мешать нам общаться, слышать друг друга. Поэтому бабушкам и дедушкам мы всегда можем сказать: «Я понимаю, что вы хотите как лучше, хотите передать свой опыт, но вот мы сейчас в современных тенденциях воспитываем вот так. Посмотрим, что получится».

Ксения Боровинская: Близкое окружение придерживается очень схожих с моими взглядов. Поэтому я иногда впадаю в опасную иллюзию: мне кажется, что весь мир уже изменился! Но это, конечно, не так, хотя кое-что стало по-другому. Мои родители очень сильно придерживались гендерного воспитания. Мама не разрешала мне ходить на боевые искусства, поэтому я ходила туда тайно, наврав, что у меня дополнительные уроки. Тайком стирала кимоно.

Сейчас моя мама читает мой блог, и она очень со мной согласна. И даже папа со мной согласен. Говорит: «Ну да, я вот в детстве хотел заниматься музыкой. Но я рос в Северо-Западном районе Челябинска, там немыслимо было мальчику заниматься музыкой». Я стараюсь все подробно, поступательно и дружелюбно рассказывать, и это убеждает даже родителей моих и бабушку с дедушкой. И это большой прогресс.

Ольга Лишина: В Instagram мне недавно написал мальчик, который любит литературу: «Меня тоже не ждет в жизни ничего хорошего, потому что я ни разу не могу подтянуться…» А он хочет на филфак поступать…

Мария Скрябина: Мужчины тоже очень страдают от этих стереотипов, им тоже хочется просто быть собой, чтобы их слышали.

Эльвира Кузнецова: А может быть, надо искать успешные примеры таких мужчин и выводить их на арену?

Ксения Боровинская: Мы сегодня как раз говорили про Стивена Хокинга, который совсем не похож на идеал альфа-самца…

Эльвира Кузнецова: И надо побольше таких примеров мужчин, которые нашли себя в каких-то хобби или нетипичных профессиях.

Ксения Боровинская: Это, кстати, к вопросу о том, что случится, если все дети будут воспитываться внегендерно, как изменится мир — вот так он и изменится! Семьи будут создаваться для того, чтобы быть вместе, любить друг друга. А уж домашние и финансовые обязанности могут распределяться как угодно.

Ольга Лишина: Мы помним, что в книге Джеймса Барри Питер Пэн и мальчишки летают, а Венди иногда неделями не поднимается на поверхность. Реально сидит под землей и стирает! «Как здорово, я всегда мечтала быть мамой! Как замечательно!» Что-то здесь не так. И ученицы мои задают мне об этом много вопросов…

Но в современной литературе все меняется потихоньку, как я уже говорила. В книге Серафимы Орловой «Голова-жестянка» главная героиня, девочка-подросток, идет в кружок робототехники. В семье никто ей не говорит: «Какая робототехника? Ты же девочка!» Нет. Отец только спрашивает, мол, зачем тебе этот кружок, он от дома далеко, а ты все сама можешь изучить в интернете. Зачет, я считаю!

А для маленьких детей подобные книги пишут?

Ольга Лишина: Конечно, и их много. Есть, к примеру, прекрасная книга Гжегожа Кадзепке «А я не хочу быть принцессой», девочка трех-пяти лет говорит: «Бабушка, ты будешь принцессой, ты, дедушка, будешь скелетом. А я буду драконом!» И все согласны. И каждый делает то, что нравится.

Получается, что гендерно-нейтральное воспитание — оно вообще не про гендер, оно про внимание к выбору ребенка. Не отрицание половых различий, а смещение фокуса на конкретного ребенка, на его интересы…

Ксения Боровинская: Мне кажется, гендерно-нейтральное воспитание — это вообще про адекватность и здравый смысл. А многие люди думают — это про то, что нужно отобрать все розовое у девочек и отдать мальчикам. Но это же не так. Внегендерное воспитание не отрицает платьев для девочек. Давайте ориентироваться на потребности человека, а на его пол, дайте ему выбор!

Каждый человек — это спектр эмоций, качеств, характеристик. Мы бываем разными, и межличностные различия сильнее, чем межполовые. Внегендерное воспитание — это про то, чтобы давать выбор, свободу. Это отличная подготовка к жизни в стремительно меняющемся мире, который требует от нас мобильности, гибкости, эмпатии. И гендерные стереотипы в скором времени будут нам скорее мешать, чем помогать.

Ольга Лишина: У нас есть картинка в голове — «Мой идеальный ребенок». Юрист, рост 1 метр 85 см, полностью здоров, хорошая семья, играет в теннис по выходным. На самом деле вариантов гораздо больше, и это очень интересно. И важно остановиться и увидеть: вот мой ребенок. Он хочет стрелять из лука и читать про космос.

Эльвира Кузнецова: Взрослые, которые допускают возможность внегендерного воспитания, — они уже многое могут дать своим детям. Поколение, которому мы уже сейчас стараемся дать выбор, и будет существовать по-другому. Они будут делать свой выбор — и лично я за то, чтобы этот выбор был.

«Тыжедевочка»: 5 образов и установок, от которых отказываются женщины

Веками женщины были вынуждены играть навязанные обществом роли, и даже сегодня, когда у них появилась возможность выбора, многие продолжают отталкиваться от суждений о том, какими они должны быть и к чему обязаны стремиться.

Иллюзия обмана: почему мы предпочитаем заблуждаться

Человеку свойственно заблуждаться. Все мы, неважно, каковы наши IQ, уровень образования, социальное и материальное положение, подвержены социальным иллюзиям. О том, что с этим делать, рассказывает психолог Ольга Гордякова.

Проблема гендерного воспитания дошкольников

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Консультации для педагогов (6)
  • Консультации для родителей (13)
  • Вниманию родителей! (2)

Проблема гендерного воспитания дошкольников

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

Программно-методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, т.к. у нее другой тип мышления.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Средства формирования гендерной идентичности дошкольников

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.

С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы предметно-развивающей среды:

  • Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
  • Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей;
  • Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально-ценные качества мальчика и девочки и т.п.
  • Уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде;
  • Мини-среда светского этикета («Театр», «Концерт», «Прием гостей» и т.п.), где сосредоточены предметы, обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

Работа с детьми

Модель педагогического процесса строится таким образом, чтобы при наличии смешанных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

В группах старшего дошкольного возраста проводить циклы развивающих игровых занятий-тренингов. Примерные темы занятий: “Кто я: мальчик, девочка?”, “Какой я мальчик? Какая я девочка?”, “Мужчина и женщина в семье и обществе”, “Я сегодня и в будущем”.

Цель и содержание различных видов образовательной деятельности следует формулировать с учетом половой принадлежности детей.

На физкультуре следует планировать разную дозировку упражнений и разные основные виды движений для мальчиков и девочек; на музыкальных занятиях подбирать репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей; на занятиях по математике использовать разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики – о машинках и т.д.

Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.

Для конструктивной деятельности в группах можно использовать различные конструкторы, мозаики. Мальчики могут создавать из конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей и инструментов (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях, пригодятся им во взрослой мужской жизни (забить гвоздь и т.д.) Девочкам можно предложить бисероплетение, различные мозаики.

В процессе изобразительной деятельности педагоги должны создать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Также при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией следует помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки в среднем на 1,5 года.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые также следует распределять в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки – с аккуратностью.

Значимым условием формирования позитивной гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.

Педагогам следует соблюдать ряд необходимых требований при педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры дошкольников с целью формирования у них позитивной половой идентичности:

✔ хорошо понимать специфические задачи игры;

✔ видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных стереотипов мужественности и женственности;

✔ иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;

✔ для того чтобы у мальчиков и девочек дошкольного возраста формировалась позитивная гендерная идентичность, воспитатель играет вместе с ними, показывая им положительные образцы маскулинного или фемининного поведения, либо акцентируя внимание на таких образцах в поведении детей;

✔ воспитатель избегает позиции “учителя”, заменяя ее на позицию “играющего партнера”, избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты;

✔ педагог организует в игре несколько детей разного пола: сначала помогает детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах (2-3 ребенка), постепенно увеличивая число детей.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

д) проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!”

е) при обучении новому материалу разделять детей на подгруппы: мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга.

ж) в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.

и) при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в быту включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”

Работа с семьей

Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и примера родителей для формирования гендерной идентификации, большая работа должна проводиться с семьями воспитанников.

Для выявления представлений и отношения родителей к проблеме гендерного воспитания детей можно провести анкетирование по вопросам: «Какие качества мы воспитываем у мальчиков и девочек?», «Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?», «Определите педагогический стиль своего поведения в семье», «Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?».

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в “Уголках для родителей” следует оформить наглядную информацию.

В ходе практических консультаций для родителей можно организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по данной теме, а также обмен опытом по воспитанию детей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада способствует повышению результативности деятельности педагогов. В старших группах родители могут провести занятия в кружках по интересам, на которых дети с удовольствием попытаются овладеть навыками рукоделия, домоводства, познакомятся с особенностями различных профессий.

В группах можно оформить фотоальбомы “Мама с дочкой, папа с сыном – вместе смотримся красиво!”, “Наша дружная семья”; общий стенд «Роль отца, матери и старшего поколения в воспитании дошкольника». Совместно с родителями можно проводить совместные культурно-досуговые мероприятия (например, “Рыцарский турнир”, «Мода для крошек», «Калейдоскоп профессий»), привлекать родителей к участию в конкурсах рисунков, выставках поделок («Моя семья», «Умелые руки не знают скуки»).

О гендерных вопросах воспитания детей

Дата публикации: 03.06.2015 2015-06-03

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Павловская Е. В., Тумакова Н. А. О гендерных вопросах воспитания детей // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1202-1204. — URL https://moluch.ru/archive/91/19833/ (дата обращения: 28.02.2020).

Ключевые слова: гендер, социум, половой признак, анатомическое строение, игровая деятельность, раздельное обучение, воспитательный процесс.

Понимание личности как феномена социума, испытывающего влияние культурного контекста, приводит к осознанию роли, предписываемой субъекту как отдельному члену группы. Процесс социализации играет огромную, а зачастую, и ведущую роль в формировании и развитии гендера и его характеристик на всем периоде образовательного процесса в среднем учебном образовательном учреждении.

В англоязычной литературе с целью разграничения и дифференциации понятий зачастую применяются термины «sex» (от лат. sexus — «пол») — биологический пол, связанный, прежде всего, с размножением, или воспроизведением потомства, и «gender» (от лат. Genus — «род»), подразумевающий под собой всю ту совокупность свойств, позволяющих отличить мужчину от женщины.

Социальный пол представляет собой развивающийся комплекс

– поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины [6].

Говоря об особенностях гендерного подхода в воспитании детей и влиянии, оказываемом этими особенностями на становление личности, следует отметить то, что самые начальные уроки полового воспитания детей являются практически совершенно бессознательными. Они имеют место быть еще задолго до того, как ребенок начинает правильно называть себя «мальчиком» или «девочкой».

Имеется целый ряд невербальных «ключей», которые оказывают содействие начальному развитию осведомленности ребенка о наличии различия по половому признаку.

Будучи уже взрослыми, состоявшимися личностями, как мужчины, так и женщины, обращаются с детьми по-разному [4]. Ни для кого не секрет, что косметические средства, используемые представительницами слабого пола, обладают специфическим ароматом, отличающимся от запаха тех людей, которые ребенок мог научиться ассоциировать с сильным полом.

Визуальными «ключами» для ребенка в процессе его обучения становятся устойчивые различия в стилях одежды, прическах, аксессуарах, манере поведения, предпочтениях, хобби и др.

Достигнув двухлетнего возраста, дети уже имеют, как правило, некоторое представление о том, что такое пол. Они знают, являются ли они «мальчиками» или «девочками» и, зачастую, могут практически безошибочно идентифицировать по данному признаку остальных представителей как женского, так и мужского пола.

Однако до пяти или, иногда шестилетнего возраста, ребенок не знает, что в течение всей человеческой жизни пол, которым наделен тот или иной человек, не меняется, равно как и тот факт, что каждый человек имеет пол и что различия между девочками и мальчиками определяется их анатомическим строением. [1].

Все игрушки, книжки с картинками и телевизионные программы, с которыми сталкиваются дети младшего возраста, стремятся подчеркнуть различия между атрибутами мужского и женского пола. В магазинах и супермаркетах, осуществляющих продажу детского товара, а именно, в отделах игрушек и в каталогах заказов по почте широко рекламируемые товары обычно классифицируются по признаку пола возможного потребителя [5]. Даже те игрушки и детские аксессуары, которые считаются достаточно «нейтральными», в действительности такими не являются. Например, игрушечные щенки, котята, птички, белочки, кролики и пони рекомендованы для девочек, в то время как львы, динозавры, тигры и лошади считаются более распространенными для организации игровой деятельности у мальчиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в воспитании огромную роль играет передача накопленного социального опыта через гендерные характеристики.

Ванда Люция Земюнер провела исследование предпочтений, отдаваемых детьми тем или иным игрушкам. В исследовании были задействованы две группы детей из Италии и Нидерландов, стран, в которых достаточно ярко выражена национальная специфика.

В данном исследовании был проведен анализ представления детей о различных игровых предметах, в число которых входили как стереотипно «мужские» и «женские», так и не отождествляемые с определенным полом образцы игрушек.

Возраст детей в исследуемой группе варьировался в интервале от семи до десяти лет. Как детей, так и их родителей, просили оценить, какие игрушки относятся к категории «мальчишечьих», а какие больше подходят для девчат.

Мнения взрослых и детей разделились: в среднем, итальянские дети, в сравнении с голландскими ребятишками, чаще выбирали игрушки, отнесенные в данном исследовании к приоритетным для определенного пола. Эти результаты совпали с ожидаемыми результатами, поскольку для итальянской культуры, в большей степени, характерен «традиционный» взгляд на различия полов, нежели для голландского общества. Как и в ряде других исследований, девочки из обеих стран гораздо охотнее выбирают «нейтральные» или «мальчиковые» игрушки, нежели мальчики — «девчоночьи» [7].

Группа социологов во главе с Ленорой Вейтцман провела анализ гендерных ролей действующих лиц в наиболее широко распространенных дошкольных детских книгах, обнаружив существование некоторых четко выраженных ролевых различий в зависимости от пола персонажей. Мужчины играли в книгах более значимую роль, нежели женщины. Число мужских персонажей превосходило количество женских в пропорции одиннадцать к одному. Если в расчет принимались животные с явно выраженными признаками пола, то данная пропорция возрастала до 95 к 1. Действия, выполнявшиеся как мужскими, так и женскими персонажами, также сильно отличались.

Еще в большей степени такое положение дел было характерно для взрослых героев этих книг. Если женщина не выступала в роли жены или матери, она, скорее всего, являлась воображаемым созданием, например, ведьмой или богоматерью. Во всех проанализированных книгах не нашлось женского персонажа, который бы занимался какой-либо деятельностью за пределами дома. Мужчины, напротив, изображались в самых разнообразных ролях: это были бойцы и короли, судьи и полицейские и другие, исключительно мужские персонажи.

Книги, написанные с непредубежденным отношением к проблемам пола, все еще оказывают малое влияние на рынок детской литературы. В сказках, например, воплощен самый традиционный подход к взаимоотношениям полов и к описанию тех целей и устремлений, которые, как предполагается, должны иметь мальчики и девочки.

Сейчас начали появляться книги, главными персонажами которых являются сильные, независимые девочки, но мальчики по-прежнему очень редко изображаются в нетрадиционных ролях [2].

Анализ детских телевизионных программ приводит к тем же выводам, что и исследование детской литературы, хотя иногда встречаются видимые исключения. Изучение наиболее часто демонстрируемых мультфильмов показывает, что практически все основные персонажи, которым в развитии сюжета отведены самые важные роли, имеют мужской пол. Аналогичные образы обнаруживаются и в рекламных роликах, регулярно транслируемых в передачах, фильмах и всевозможных программах.

Следует подчеркнуть, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на процесс воспитания детей, указывая на роли полов в обществе.

К тому моменту, когда наступает время ходить в школу, дети уже имеют четкое представление о половых различиях. В школах, как правило, не практикуется раздельное обучение. На практике, безусловно, множество факторов воздействует по-разному как на девочек, так и мальчиков. Во многих западных странах сохраняются различия в учебных программах для девочек и мальчиков. Первые, например, изучают экономику домашнего хозяйства или домоводство, а вторые овладевают навыками работы по дереву и металлу. Частенько поощряется специализирование как девочек, так и мальчиков в разных видах спорта. Отношение преподавателей к своим ученикам также может различаться, иногда незначительно, иногда более явно, отражая тот факт, что к мальчикам относятся как к «работникам», или то, что от мальчиков зачастую ожидают больше хулиганских выходок, нежели от девочек. Круг друзей мальчика, как в школе, так и за ее пределами, составляют обычно одни только мальчики; девочка дружит только с девочками [3].

Предметом исследования, проводившегося Джун Стэтэм в Великобритании, являлся накопленный группой родителей опыт несексистского воспитания ребенка. В исследовании приняли участие тридцать взрослых мужчин и женщин из 18 семей, они имели детей в возрасте от полугода до 12 лет. Все родители принадлежали к среднему классу, большая их часть занималась научной и преподавательской деятельностью.

Д. Стэтэм обнаружила, что большинство родителей не просто пытались внести определенные коррективы в роли, традиционно приписываемые тому или иному полу, желая, тем самым, сделать девочек больше похожими на мальчиков, но и хотели воспитать у своих детей новое сочетание «мужских» и «женских» качеств. Родители детей желали, чтобы мальчики проявляли большую чуткость к чувствам других, были бы более сердечными, в то время как у девочек поощрялось активное использование возможностей как для обучения, так и для самосовершенствования [2].

Все родители признали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения достаточно сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь со своими друзьями и посещая школу. Родители добились немалых успехов, убеждая детей играть с теми игрушками, обычно не ассоциируемых с определенным полом, но даже это потребовало больших усилий, нежели ожидали многие из родителей.

В заключении стоит отметить, что в процессе социализации происходит подготовка детей к жизни в социуме, социальный пол укореняется достаточно глубоко и по ролям, играемым в обществе как женщинами, так и мужчинами, можно судить об обществе в целом.

1. Алимов А. И. Введение в учение о жизни человека. — М.: Твердыня, 2001. — 258с.

2. Гидденс Э. Социология /перевод с английского. — М.: УРСС пресс, 1999. — 547с.

3. Либин А. В. Дифференциальная психология. — М.: Просвещение, 1999. — 269с.

4. Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.

5. Сенцов А. Э. Образ сильного государства в программах современных политических партий России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2011. — № 3. — С. 126–130.

6. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. И доп. — Мн.: Харвест, 2003. — 976с.

7. Федорчук Л. С. Антропология. Учебное пособие — Томск, 2001. — 348с.

Читайте также:  Карта желаний по фен-шуй. Составляем правильно. 10 советов
Ссылка на основную публикацию