Оптические иллюзии в ландшафтном дизайне дачного участка и его архитектуре

Оптические иллюзии в ландшафтном дизайне

Настоящее мастерство художника кроется в умении обмануть человеческий глаз, создать иллюзию глубины и объема. Только перехитрив восприятие можно создать нечто прекрасное из совершенно обыденных элементов. Ландшафтный дизайнер – тот же художник, но с иным набором инструментов: его холст – это участок земли, а краски – объекты, с помощью которых он выстраивает в пространстве единую, целостную композицию. И, точно так же, как его коллеги, работающие с мольбертом, «конструктор пространства» вынужден обманывать наше восприятие, заставляя мир растягиваться и искажаться в наших глазах.

Очень часто дизайнер использует оптические иллюзии для того, чтобы визуально расширить сравнительно малые участки, однако, его мастерство может найти достойное применение и на большой площади.

Цветовые решения

Главными инструментами в распоряжении дизайнера являются цвета. Не стоит забывать, что различное их сочетание может вызвать у созерцающего самые разные эмоции – от раздражения до полного умиротворения. Более подробно этим вопросом занимаются психологи, мы же ограничимся ключевыми моментами.

В первую очередь помните – самые яркие элементы привлекают максимум внимания. Пожалейте восприятие наблюдателей и не перегружайте композицию – сделайте так, чтобы в поле зрения находилось не более одного приметного объекта. Желательно оттенить эти предметы чем-то – например, растениями с темной листвой.

Также темные объекты, размещенные в дальнем углу участка, зрительно увеличат его, в то время как нечто насыщенного цвета, например, растения с ярко-зелеными листьями, заставит пространство выглядеть меньше. Для визуального расширения можно также использовать оттенки голубого – правда, это работает в основном днем, а если разместить рядом с чем-то достаточно темным белые объекты – тени сразу начнут казаться более глубокими.

Красный цвет, в зависимости от времени суток, ведет себя по-разному – он кричаще выделяется днем, а ночью создает прекрасную подложку с эффектом глубины. Желтый – очень легкий цвет, поэтому его оттенки как будто бы поднимают пространство, таким образом можно добиться эффекта парения некоторых предметов.

Смелые эксперименты с различными цветами позволяют добиться идеального результата, не стесняйтесь подходить к вопросу творчески!

Использование отражений

Несомненно, отражения способны увеличивать пространство. Самое естественное зеркало, которое может найти применение в ландшафтном дизайне – это водная гладь. Можно и нужно использовать отражающие свойства её поверхности. Даже неглубокий – не более 15 сантиметров – водоем способен зрительно расширить участок. Предметы, находящиеся в непосредственной близости от воды, завораживающе отразятся в ней, что создаст легкий и приятный глазу эффект симметрии.

В случае если нужно заставить пруд или ручей казаться глубже, чем на самом деле, можно вымостить его дно чем-то ярко-синим, а для усиления эффекта глубины – поместить туда стеклянные шарики, которые будут преломлять изображение дна и приятно переливаться.

Геометрические фокусы

Прямая как железнодорожная колея дорожка – не всегда лучшее решение. Как минимум потому что в человеческом восприятии она серьезно сокращает расстояние. Извилистые тропинки же заставят человека регулярно менять точку обзора и позволят ограничить видимость некоторых сегментов участка (о пользе этого – чуть ниже).

Самым отчаянным любителям прямых линий, строгих геометрических форм и замысловатых конфигураций можно порекомендовать разнообразить ширину и материал дорожек. Также стоит задуматься о том, чтобы отметить их пересечения объектами, привлекающими внимание – скульптуры, цветочные горшки или клумбы, и иные интересные предметы. В начале дорожки лучше посадить высокие растения, а ближе к концу низкие – это позволит сгладить перспективу.

Зонирование

Очень часто оказывается полезным разделить сад на несколько частей. Арки и живые изгороди позволяют зонировать пространство, интригующе скрыв некоторые его части, что создаст ощущение, будто сад гораздо больше, чем он есть на самом деле. Визуальные преграды, кроме того, дают от души поиграть с перспективой – тщательно продумав расположение различных изгородей, кустов и прочих «экранирующих» объектов, можно создать у посетителя сада ощущение бесконечности пространства, в котором тот оказался.

Крайне эффектно смотрятся вертикальные стенки, покрытые альпийскими растениями, или террасы. Стоит отметить еще одно преимущество террас – они заставляют взглянуть на сад под непривычным углом. Таким образом, в восприятие пространства будет привнесена некоторая новизна.

Еще одним распространенным приемом является использование «обманок». Принцип их действия схож с фотообоями – трехмерная картинка создает иллюзию продолжения пространства. Например, самый скучный забор можно превратить в шикарные заросли.

Подводя итоги

Итак, в распоряжении ландшафтного дизайнера есть огромное количество инструментов, позволяющих, в зависимости от поставленной цели, визуально расширить или сжать пространство, сделав его более интересным и привлекательным. Различные цветовые и геометрические решения способны создать тихий уютный уголок или бесконечный лабиринт зеленых переходов, наполненных таинственным очарованием – умелому дизайнеру подвластно само пространство.

Оптические иллюзии в архитектуре и ландшафте

Содержание

Гигантская прищепка в Бельгии
При посадке или строительстве чего-либо на загородном участке можете прибегнуть к приемам оптической иллюзии. Это превосходный способ не только оформить свой сад, но и сотворить уникальные и красивые композиции. Суть таких иллюзий состоит в искривлении восприятия пространства при помощи разных цветов и отделочных материалов. Таким образом, можно углубить или расширить участок.

Зачастую подобные иллюзии применяются на небольших участках, где есть необходимость в визуальном расширении. Но и на достаточно больших площадях можно прибегать к ним с целью сотворить необыкновенное и интересное пространство.

Постепенный спуск с дальнейшей фокусацией на композиции

Использование цвета

Оптические иллюзии в архитектуре и ландшафте можно создавать при помощи цветов. Они, к слову, очень тесно связаны со светом:

  • красный цвет при ярком свете как бы выступает вперед, надвигается, а в сумерках в качестве фона создает иллюзию глубины;
  • белый влияет на расположенные рядом более темные цвета;
  • у желтого цвета своя особенность – он как бы приподнимает пространство;
  • голубой в светлое время суток отдаляет предметы, так что его используют преимущественно для визуального увеличения площади.

Если разместить в дальней части кусты с темными листьями, то можно визуально расширить площадь участка, сделать его более глубоким. И напротив, если высадить растения и кустарники с зелеными или других насыщенных цветов листьями, то периметр «приблизится» к посетителю, ограничится.

Обратите внимание! Глаз наблюдателя будет цепляться за яркие элементы, поэтому нужно расположить их таким образом, чтобы наблюдать за всеми ими одновременно было невозможно. На фоне этих элементов нужно разместить темные растения или сооружения.

Использование отражения

Зеркальное отражение, как известно, имеет свойство увеличивать пространство. При желании это свойство можно использовать.

  1. Вода добавляет протекающему ручью глубины, хотя она (глубина) зачастую не превышает пятнадцать сантиметров.
  2. На дне ручья нужно выложить яркий синий материал – это визуально увеличит его глубину.
  3. Помимо того, дно садового водоема можно усыпать стеклянными шариками, которые будут переливаться на глубине.
  4. Пространство можно увеличить и посредством симметричности. Поверхность воды прекрасно отражает все, что склоняется над линией берега – растения или мостики, проч.

Пример визуального экрана к меню ↑

Использование визуальных экранов

Нередко сады зонируют, дабы их было нельзя охватить взором. Для этого используются следующие иллюзии в дизайне:

  • высаживание живых изгородей;
  • разделение прямой обзора арками, укрытыми плетущимися растениями;
  • при помощи плетистых растений создают ширмы (к таким растениям относятся розы, жимолость и т. д.).

После использования таких приемов для осмотра всего участка придется перемещаться из одной зоны в другую, но большая часть ландшафта все же будет при этом закрыта. Это, в свою очередь, создаст ощущение, что сад больше внутри, чем снаружи (прямо как знаменитая Т.А.Р.Д.И.С., машина Доктора Кто).

Использование перспективы

Упомянутые выше визуальные экраны, искажающие пространство, параллельно меняют перспективу всего загородного участка. При прохождении через них человек как бы посещает несколько малых садиков, удлиняющих путь. Более того, проходя через одну арку и замечая на пути вторую, он будет уверен, что опять оказался вначале пути.

Обратите внимание! Зонировать сад можно также при помощи высаживания кустов и деревьев. При этом всегда будет интересно заглянуть, что находится там, за преградой, скрывается. Словом, будет интрига.

Идеальным вариантом для создания перспективы являются арки, сужающиеся к выходу. А если в конце образовавшегося тоннеля разместить небольшую скамейку и окружить ее растениями с густыми и пышными кронами, то так появится иллюзия пространства, которое продолжается. Но в действительности за пышными кронами находится… банальный забор!

Разделение линии обзора к меню ↑

Использование эффекта всплытия

Дабы сделать участок более объемным, можно воспользоваться следующим нехитрым приемом дизайнеров: соорудить подпорные стенки (есть и другой вариант – озеленение вертикальной направленности).

Саму стенку укрывают любыми альпийскими растениями, что будет выглядеть эффектно и одновременно естественно. Следуйте формуле:

Грамотное выделение зон + постоянство + постоянно повторяющиеся детали = визуальное увеличение площади.

Пресловутого эффекта всплытия достигают посредством подпорных стенок либо же террас. Каждая из последних – автономная зона сада, обладающая своими собственными газонами и цветочными композициями. Более того, с разных террас общее восприятие сада будет разным.

Зонирование с помощью террасы к меню ↑

Использование линий

Как известно, прямая линия является также самой короткой. По этой причине прямая дорожка к чему-либо визуально сократит дистанцию и акцентирует внимание на незначительной площади участка. А вот зигзагообразные тропы, обходящие многочисленные препятствия, изменят точку обзора и станут причиной неполной видимости сада. При этом создастся впечатление, что где-то там, за углом, этот сад продолжается.

Если окружить место для отдыха густой растительностью, то его трудно будет сразу заметить и чтобы увидеть его, потребуется направиться по петляющей тропинке и выглянуть за поворот.

А вот любителям прямых линий и только правильных форм в геометрии рекомендуется:

  • прокладывать разные по ширине дорожки, используя различные материалы;
  • устанавливать на каждом «перекрестке» какую-нибудь скульптуру;
  • сделать самую длинную дорожку как бы сужающуюся по направлению к объекту;
  • выстелить ровную дорожку подстриженным газоном;
  • разную ширину дорожек «смешивайте» с разнообразными материалами;
  • ближе к началу пути посадите большие растения, а на конце – низкорослые сорта;
  • «перекрестки» обрамляйте цветами и устанавливайте там кладки с небольшими деревьями.

Скамейка в конце перспективы к меню ↑

Использование «обманок»

«Обманка» — еще один прием в архитектуре и ландшафтном дизайне, вызывающий искреннее изумление. Они имитируют трехмерное изображение. Он подражает трехмерной картинке и увеличивает тем самым пространство (разумеется, лишь зрительно). Даже обычный забор может превратиться в симпатичную калитку, которая ведет в поле или лес.

Пример «обманки»

Надеемся, теперь вы знаете, как правильно использовать искусство оптических иллюзий.

Иллюзии в ландшафте сада – фокус помогающий исправить недостатки.

Иллюзии в ландшафте сада – фокус помогающий исправить недостатки.

Дизайн сада зависит от многих составляющих, каждая из которых имеет несомненную важность. Например, исходные данные территории – размер, форма, рельеф. Не всегда у нас имеется возможность кардинально изменить эти условия, и приходится подстраивать весь проект под эти данные. Как же быть, если Ваш участок неправильной формы или очень узок, маленький и так далее. Частный ландшафтный дизайнер рекомендует воспользоваться оптическими приемами – создать иллюзию.

Читайте также:  Тротуарная плитка своими руками: пошаговая инструкция с фото

Благодаря нехитрым приемам можно значительно скорректировать общее впечатление от участка, создать садовый дизайн, который будет максимально приближен к Вашей задумки. Но приступая к работам нужно учесть детали, оценить свои силы и возможности, составить грамотный проект. Не стоит забывать что иллюзия – это всего лишь фокус, «обман» и для того что бы он подольше работал необходимо постараться. Конечно же, самый простой выход – обращение к профессионалам, опытный ландшафтный дизайнер, выполнит все работы в оптимальные сроки и в соответствии с Вашими идеями. Но если Вы решили экспериментировать сами, начните создавать свой ландшафтный дизайн садового участка с ознакомления с идеями и советами.

Благодаря развитию технологий, промышленности и дизайна сегодня существует множество материалов и способов создания «фокусов». Частный ландшафтный дизайнер Анна Виноградова расскажет в этой статье о некоторых.

1 – Искусственная «перспектива».

Если Ваш участок не такой большой, и от дома до входной зоны расстояние меньше чем Вам хотелось бы Вы можете его продлить. Наиболее эффектно этот прием воплощен на улицах Греции и Италии. Однако там задействованы стены домов. Создавая дизайн садового участка Вы можете вместо зданий использовать арки из живых цветов, живую изгородь и просто цветники.

Эффект «далекой перспективы» достигается сужением тропинки, чем дальше от зоны обзора тем она должна быть уже (но при этом надо учитывать, что функциональность и удобство эксплуатации не должны пострадать). К тому же прекрасно поможет произвести коррекцию создание небольшого уклона, угол которого зависит от площади, на которой сооружается объект. Если у Вас имеются арки каждая последующая (смотрим от точки обзора) должна быть несколько уже и ниже предыдущей. То же относится и к растениям. Кустарник, деревья, цветы расположенные ближе к дому должны быть выше, чем те что в отдалении. Ведь далекие предметы всегда выглядят меньшими чем близкие. Перед началом работ тщательно распланируйте все и постарайтесь представить в трехмерном виде результат. Это поможет избежать ошибок.

2 Прием «Виста».

Суть данного метода в фиксации точки обзора и «навязанного» определения основного элемента. Рассматривая дизайн садового участка, посетитель подводится к какому-то выбранному создателем элементу. Это может быть фонтан, беседка, необычная клумба или композиция. Опять-таки применяются дорожки, арки, цветники – именно они обрамляют «сердце» сада. Но в данном случае частный ландшафтный дизайнер рекомендует дорожку не сужать, а четко обозначит направление движения. Сделать это можно при помощи рисунка выложенного из тротуарной плитки, создать углубление в бетонной дорожке – «путеводную линию», и так далее. Глядя на тропинку, посетитель должен иметь возможность проследить куда его «ведут».

Приме «Виста» на основе арок и тоннелей создается сложнее. Ведь необходимо с их помощью регулировать обзор на предметы, и велика вероятность перестараться, создав слишком массивные предметы, утяжелившие впечатление от общего пейзажа.

3 «Оптическая Иллюзия»

Как правило, для ее создания используются зеркала или «трехмерные рисунки». Не стоит забывать, что такие объекты имеют эффект только при обзоре из определенной точки, под определенным углом. Многие из Вас видели в интернете картинки трехмерных картин на асфальте.

Нечто подобное можно создать на газоне. Для этого необходимо создать проект на бумаге, затем наметить его на местности (можно использовать шпагат или песок). Красивую «обманку» можно получить только на качественном, здоровом и ухоженном газоне, создать который поможет ландшафтный дизайнер из Мастерской «сады от Виноградовой». После разметки производится стрижка растений под разным углом и на разную высоту. Таким образом, получаются участки с разным оттенком.

Подчеркнуть фактурность деталей поможет отсыпка, окрашенная в разные цвета. Учтите что дизайн огородов и садов, созданный с использованием описанного приема будет требовать больших усилий в уходе, чем простой стандартный газон.

4 «Стирание границ» – дематериализация.

Успешно воплощают в жизнь подобный эффект Японские мастера, под их умелыми руками «исчезают» стены, здания, заборы. Для того что бы изменить дизайн садового участка можно использовать зеркала, краски с отражающим эффектом, и возможность создавать реалистичные трехмерные изображения. На стене здания или на заборе – рисуется изображение, которое продолжает реальность. Так же можно создать при помощи тонких реек рисунок перспективы в арке, или заполнить нишу в стене зеркалом. Любой из этих приемов в руках опытного мастера позволит создать иллюзию огромности пространства.

Частный ландшафтный дизайнер по Вашему заказу может создать эффект того, что дверь из Вашего сада ведет в сказочный потусторонний лес. Вместо безликой стены создать иллюзию степного простора или городского пейзажа средиземноморской страны. Но начав творить стоит знать меру, ведь все детали должны сочетаться в одном стиле.

5 «Эфимерность».

Современные технологии позволяют создавать в своем саду эффекты, которые ранее были кратковременными и только во власти природы. Например, радуга, туман, «стена дождя». Современный садовый дизайн может быть украшен одним из этих элементов, достаточно приобрести соответствующее оборудование и смонтировать его правильно. Вы можете получить полупрозрачную стену из воды, которая частично будет отражать картинку, являясь элементом зонирования. Широта методов использования велика, и ограничивается только фантазией.

Это только малая часть идей и методов, которые могут быть использованы Вами и которые успешно применяются по всему миру. Несмотря на кажущуюся простоту, многие детали под силу воплотить только мастерам. Закажите ландшафтный дизайн садового участка в Мастерской «сады от Виноградовой» и наслаждайтесь прекрасным пейзажем без усилий.

С ув. Частный ландшафтный дизайнер Анна Виноградова

Как использовать оптические иллюзии в дизайне маленького сада

Оптимальный дизайн дорожек

Известно, что искривленная форма дорожек не просто увеличивает их длину, но заставляет думать, что путь пролегает по большей по размеру площади сада. Использовать округлые и извилистые формы – сам по себе хороший прием, но одновременно можно зрительно скорректировать форму сада. На вытянутых участках дорожки следует располагать в поперечном направлении, а продольные части тропинок прятать за кустами или цветами в вазонах. Видимые полосы тропинок создадут иллюзию достаточной ширины.

Если же ваш сад не просто удлиненной формы, а представляет узкую полоску, то для усиления иллюзии нужно оставить напротив поперечной тропинки свободной часть забора, желательно, выкрасив его в цвет, совпадающий с материалом тропинки. Тогда длина дорожки словно продолжится еще и на ограждении. Чтобы такой забор не выглядел скучно, украсьте его верхнюю часть цветами или свисающими лозами. На широком ограждении цветочные горшки могут просто стоять сверху, а к узкому забору их можно подвесить.

Еще один эффектный прием создания оптической иллюзии – дорожки в никуда, просто уводящие взгляд в сторону забора и скрытые за густой зеленью. Так вы обманываете зрение, формируя впечатление, что сад продолжается за поворот тропинки.

Иллюзии зеркального отражения

В миниатюрных садах очень важно удерживать внимание гуляющего, предлагая ему новые впечатления и отвлекающие от созерцания участка в целом. Так человек за массой маленьких эффектных деталей и ярких впечатлений и не осознает, что эти красоты расположены на крохотной территории. Отражения – отличный способ привлечь внимание. В дизайне маленького сада лучшей отражающей поверхностью является водная гладь.

Не требуется много места, чтобы создать искусственный пруд. В небольших садах водоем может принимать форму ручья вдоль одной-двух сторон площадки. Отличный способ – двухуровневый дизайн с мостиком через прудик. Так вам не придется выделять дополнительную площадь для садовой дорожки, так как путь может пролегать над прудом, кстати, и отражением так удобно любоваться.

На маленьких участках следует осторожно использовать ландшафтные элементы со струящейся водой, так как шум воды может порой мешать. Но если уж очень хочется устроить водопад или фонтан в маленьком саду, лучше выбирать место непосредственно у забора в дальнем уголке сада, убедившись, что здесь вода не будет мешать также вашим соседям на прилегающем участке.

Раскидистое дерево в центре сада

Разумеется, без деревьев невозможен даже микроскопический сад, и вовсе не обязательно ограничивать себя выбором малогабаритных деревьев. Если уж так хочется летом отдыхать именно под раскидистой кроной, то подумайте о том, чтобы посадить подобное дерево в самом центре сада, а зону отдыха расположить под ним. Круговая планировка площадки с окружающей стеной растительности создаст иллюзию нахождения в большом саду. Другое преимущество – сразу много видов в разные стороны и возможность вседа переместиться в тенистое место.

Растения для ландшафтного дизайна маленького сада

Как озеленить небольшой сад, чтобы превратить его в цветущий пышный уголок? Правильный выбор растений и способ посадки очень важен. Мы уже неоднократно писали о вертикальном озеленении, и следует признать, что в маленьком саду этот способ особенно выгоден.

Зеленые и цветущие стены можно создавать, используя заборы, фасады, ограждение беседок, перголы, садовые решетки и арки. Причем, выращивать так можно как декоративные, так и огородные растения, используя дорогие специальные системы контейнеров или создавая вертикальные сады с помощью пластиковых бутылок, как мы не так давно описывали. Только не используйте один вид растений, чтобы избежать монотонного восприятия.

Озеленение при помощи вазонов удобно тем, что растения можно переставлять в любое место в течение сезона, формируя необходимый дизайн. В маленьком саду следует применять каскадный принцип подобных посадок, выставляя маленькие цветочные горки на передний план и постепенно увеличивая размер растений, высаживая высокие цветы, кусты и небольшие деревья в крупные вазоны или даже в старые бочки. Каскадный дизайн создают иллюзию, сходную с вертикальными садами, но в данном случае взгляд скользит по диагонали вверх.

Отличное место для живописного озеленения – крыши садовых построек. Это не просто создает новую площадку для растений, но и обеспечивает неплохую теплоизоляцию крыши, сохраняя внутри прохладу в самый жаркий день. Неплохой способ для украшения хозпостроек, навесов, крыш беседок.

Разноуровневое проектирование сада

Даже если ваш участок расположен на ровной плоскости, постарайтесь для маленького сада устроить хотя бы небольшие подиумы или приподнятую террасу. Если сад разбивается на склоне, то террасирование станет естественным и очень удачным приемом дизайна. Разные по высоте уровни отдельных зон также создают иллюзию более просторного сада, чем плоский участок той же площади.

3D-иллюзии в дизайне сада

Принцип разных уровней работает и в вышину, и в глубину. Создать подобную оптическую иллюзию не очень трудно, например, выбрав разные по оттенку материалы для мощения площадки. Уж такой прием дизайна точно надолго привлечет внимание.

Эффектные приемы оформления маленького сада

Чтобы постоянно удерживать внимание при прогулке в небольшом саду, следует активно использовать приемы декорирования участка садовой скульптурой, оригинальными скворечниками или кормушками для птиц, искусственным сухим ручьем, воздушными колокольчиками, декоративными колодцами, необычными светильниками, красивой садовой мебелью и другими элементами.

Читайте также:  Душ для дачи с подогревом. Делаем своими руками

В выборе декоративных растений следует избегать использования одного сорта. Этот прием отлично работает на больших территориях, но в саду на маленьком участке быстро приведет ваш взгляд к забору. Лучше максимально разнообразьте выбор цветов, а для придания единого стиля небольшому саду применяйте прием ритмической посадки одного сорта с яркими цветами.

Небольшая территория сада часто слишком тенистая, чтобы нормально выращивать газонную траву. Но избежать досадных проплешин в дизайне может культивирования моха в тенистых местах. Кстати, вечнозеленый мох будет радовать ваш взгляд даже после листопада.

Оцените критически дизайн собственного маленького сада и решите, какие именно приемы могут еще более улучшить этот небольшой уголок участка. Поверьте, даже крохотный сад может стать волшебно красивым местом отдыха для своих владельцев.

Оптические иллюзии в ландшафтном проектировании

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ г.ЗАРИНСК

Оптические иллюзии в ландшафтном проектировании

КОНКУРС «БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»

Выполнил: ученик 8 класса

Руководитель Фадеева Г.Э

Ах, обмануть меня не трудно.

Я сам обманываться рад!

Пространственные иллюзии – это «фокусничество» в архитектуре. Стремление удивить было присуще зодчеству изначально. Красивая «рама» для солнечного луча Стоунхенджа, направленные на закат погребальные камеры Луксора и Карнака предназначались для создания визуальных эффектов, иллюзий и, в конечном счете, для укрепления веры народа в «светлое будущее», предсказываемое жрецами.

Эмилио Амбаш утверждает, что архитектура начинается тогда, когда удовлетворены утилитарные функциональные потребности человека. Иными словами, обманки в русских усадьбах с бесконечной перспективой аллеи возникали от «сытости» жизни и «пресыщенности» в мировоззрении романтизма.

Современная ландшафтная архитектура как творческий акт соединения с природой использует все возможности подчеркнуть свою экологическую сущность – на уровне символов, визуальных предпочтений, оптических эффектов. Современная мозаичная картина мира представлена в широчайшем диапазоне: от тотальной урбанизации к природо-эквивалентной архитектуре, от глобализации к самообеспечению, от информационной интернет-зависимости к свободе самообольщений.

Рис.1. а) Париж. Авеню Георга. Инсталляция «Кривой дом».б) Творчество художника Джулиана Бивера.в),г) «Курьезы» современной архитектуры.

Рис.2. Оптические игры с пространством.

Стремление показать архитектурный объект на гармоничном природном фоне или акцентирование природного элемента в современных стесненных условиях города приводит к появлению примеров искусственного регулирования «взгляда» наблюдателя, приемов визуальной коррекции пространства, таких как фиксированные точки обзора, скрытие нежелательных компонентов вида, выделение природных элементов, сценографические эффекты искусственной перспективы, тиражирования пространства, оптические иллюзорные эффекты и других. Наряду с традиционными приемами все больший интерес у архитекторов вызывают возможности интерактивной архитектуры, которая развивается вслед за компьютерными технологиями.

Освоение отечественного и зарубежного опыта в проектировании открытых и замкнутых пространств с применением приемов дематериализации, оптических иллюзорных эффектов; формирование практических навыков проектирования с использованием метода пространственных иллюзий.

Пространственные иллюзии, приемы визуального расширения или углубления пространства, стремление показать архитектурный объект на гармоничном фоне или акцентирование природных элементов в современных стесненных условиях города являются сегодня актуальными и востребованными среди архитекторов. Дефицит пространства, перенасыщенность современной городской среды приводят к появлению примеров искусственного регулирования «взгляда» наблюдателя, приемов визуальной коррекции пространства, таких как фиксированные точки обзора, скрытие нежелательных компонентов вида, акцентирование природных элементов, сценографические эффекты искусственной перспективы, тиражирования пространства, оптические иллюзорные эффекты и других. Приемы визуальной коррекции пространства оригинально решаются в творчестве архитекторов, использующих зеркала, ширмы, сценографические эффекты перспективных искажений.

Выделено восемь приемов применения метода пространственных иллюзий: искусственная перспектива, виста, оптическая иллюзия с фиксированной точкой обзора, дематериализация, эфемерида, тиражирование, слайд-картина, цифровая вода.

1. Прием «Искусственная перспектива»

Применение Палладио искусственной перспективы в Театро Олимпико в Виченце, где постоянная архитектурная декорация представляла собой Фивы, продолжает традицию «коррекции размера», известную по агоре в Ассосе. Эффект перспективы протяженной улицы достигается на небольшом пространстве сужением стен, поднятием пола, ритмическим уменьшением ширины арок.

Барельефы с перспективными изображениями украшают церковь Скуола-гранде-ди-Сан-Марко в Венеции (1437), скульптор Пьетро Ломбардо.

Иллюзия бесконечной аллеи была выстроена при помощи обманок-зеркал в парках русских усадеб, разновысокими арками в частном владении Романовых в Подмосковье, за счет ритма и длины светильников в интерьере кафедры «Ландшафтная архитектура» МАрхИ. Трапециевидный внутренний двор дома Пашкова в Москве визуально кажется глубже при входе со Староваганьковского переулка.

Рис.3. Искусственная перспектива. а) А.Палладио. Театр Олимпико в Виченце. б) Садовые обманки в русских усадьбах. Усадьба Нескучное. в) Андреа-дель-Поццо. Роспись плафона. Рим.

^ Рис.4 Барельефы собора Скуола-гранде-ди-Сан-Марко в Венеции. 1437 год.

Для многих современных архитекторов актуальным становится создавать висты, «фиксированные точки обзора», когда взгляд наблюдателя направляется аллеями, колоннадами, коридорами, рамами, в конце или внутри которых зритель видит эталон, акцент, картину, выхваченную из хаоса. Дани Караван в проекте Белой площади в Тель Авиве создал геометрические бетонные формы, прорезанные «вистами» – видами на Дерево, Море и Горы. Свою работу он назвал «Дорога на закат». По этому же принципу построена так называемая «Дорога Света». [ 1 ] Стеклянный дом Филипа Джонсона невозможно представить без его природного окружения. Отсутствие гармоничного пейзажа-фона компенсируют природным компонентом «в раме» внутри здания – зимний сад, внутренний дворик с фонтаном и растениями, часто искусственными. Таков атриум центрального офиса фирмы «Мегафон» в Москве.

Рис. 5. Виста. Д.Караван. Проекты «Дорога на закат» (а) и «Дорога Света»(б).

Рис.7. Виста. Нэнси Холт (США). Финляндия, 2000. Висты в парке Черной звезды.

3. Прием «Оптическая иллюзия с фиксированной точкой обзора»

Идеи «обманок», послойного многопланового прочтения увиденного вдохновляют авторов ОП-АРТА. Франциско Инфанте в инсталляциях с зеркалами, стеклянными экранами и «графическими маячками» зафиксировал эстетику «вида» как самоценного произведения искусства. Исчезновение из повседневной жизни горожанина природного вида подтолкнуло его к работам с пафосными названиями: «Визуальные метафоры бесконечности», «Проект реконструкции звездного неба», «Спонтанные игры на природе», «Артифицированные пространства», «Вывернутая перспектива». [ 2 ] Диалоги Инфанте со зрителем звучат в унисон с высказыванием Пикассо о культуре 20 века: «Красота будет скандальной (провокационной), или ее не будет вовсе». Ф.Инфанте, фантазируя на тему преображения Собора Парижской Богоматери, предвосхитил расцвет «искусства» баннеров, загораживающих строительную площадку или работы по реконструкции фасадов в Москве. Его проект загораживания Нотр-Дама пришелся бы кстати вместо поставленной сейчас фанерной ширмы перед Большим театром с имитацией реального портика.

Рис. 8. Оптические иллюзии с фиксированной точкой обзора. Ф.Инфанте. Проекты: а) «Визуальная реконструкция пространства». б) «Ящики Джада». Роберт Смитсон. Инсталляция с зеркалами . 1960 год.

Рис.9 Оптические иллюзии с фиксированной точкой обзора. а), б) Джулиан Бивер (Англия). «Трехмерное искусство тротуара». в), г) рисунки на газонах, Франция, сад замка Сен Жармен Лае.

4. Прием «Дематериализация»

Оптическая дематериализация объекта происходит при «размывании» ощущения плоскости стены здания путем применения суперграфики или зеркального фасада. Создание первого в мире зеркального фасада относят к проекту здания школы Согэцу в Токио архитектором Кендзо Танге. Другой пример дематериализации посредством зеркального фасада – административное здание IBM (Косель, Гемпшир, Англия, арх. Общество Фостер, 1960 г.) Прорыв стены в суперграфике создается за счет искусной имитации перспективы улицы, реалистических «объемных» изображений или оптических обманок.

^ Рис.10. Дематериализация. Суперграфика – роспись на стенах. Зеркальная ширма в парке. Зеркальная стена в парке.

Иллюзорный, призрачный, нереальный… Такие слова уместны при описании парка или сада, но могут употребляться и в отношении других архитектурных объектов. Обычно они звучат в контексте сезонных изменений, освещения, погодных метаморфоз или специально созданных эффектов, рассчитанных на восприятие в короткий промежуток времени. Луч солнца в дни летнего солнцестояния в храмах Древнего Египта и кельтской архитектуре проникал в специальную комнату в глубине ансамбля, тем самым указывая на священное культовое место. Привлечение к архитектуре нематериальных или недолговечных компонентов – таких как запах, звук, эхо, туман, радуга, отражение, световой луч – усиливает эмоциональное звучание, эстетическую ценность объекта и, иной раз, создает главный элемент в его образе.

В ландшафтной архитектуре к ряду иллюзорных, недолговечных и эфемерных затей присоединились всевозможные «обманки» и «шутовские затеи»: бутафорские имитации, как, например, роспись под руину Пиль-башни в Павловском парке, создание искусственных бесконечных перспектив с помощью зеркал, неожиданно включающиеся фонтаны и пр. Все эти элементы в словаре терминов ландшафтного дизайна объединяются определением «эфемериды». Привычные и неотъемлемые составляющие парков барокко и классицизма, эфемериды были незаслуженно забыты в практике садового строительства. В ландшафтных проектах часто используется возможность создания водяными струями различных неожиданных эффектов – начиная от создания радуги, имитации тумана до физической способности воды образовывать материальную преграду – прозрачную стену-ширму. «Арка-радуга», фонтан «Занавес», фонтан «Виста» (организованная картина-вид в водной раме), фонтан «Туман» – примеры включения водяных спецэффектов в ландшафтную композицию. Зимняя ностальгия по прозрачным искристым струям фонтанов подтолкнула в 2002 году к проведении акции в Москве – «Вторая жизнь фонтанов». Представился в новой зимней красе фонтан на Театральной площади скульптора А.И.Витали (1835 г., архитектор О.И.Бове). Скульптурные группы этого фонтана окружили стеклянным «стаканом», имитирующим воду, с искусно выполненной вечерней подсветкой [9].

Рис. 11. «Эфемерида». Фестиваль ландшафтной архитектуры в Шомоне. 1992.

«Передвижная архитектура». Красный сад. 2000 год «Через фильтр». Смотрим через световые фильтры – сад меняет цвет.

Умножение, тиражирование впечатлений и ощущений Палладио закладывал в своей вилле «Ротонда». Не просто театральная сцена, но четыре одинаковых сцены, обращенные на разные стороны света, к любым ветрам, ко всем временам года. В интерьере Палеонтологического музея в Москве (архитектор Ю. Платонов, 1976 г.) заложена аллюзия бесконечности жизни в композиции «Древо жизни или колодец времени». При помощи зеркал сверху и снизу достигается эффект бесконечности пространства по-вертикали. Интерес к неожиданным визуальным эффектам проявляется также в современных проектах и исследованиях. «Оптические фокусы» Сальвадора Дали с зеркальным цилиндром, на котором отражается изображение, получили название «аноморфного изображения». [ 7 ] Увидеть картину без искажений, отраженную на цилиндре, можно лишь с одной фиксированной точки наблюдения. Этот принцип был предложен в проекте памятника Венедикту Ерофееву в парке при заводе Кристалл в Москве (дипломный проект МАрхИ). Цилиндрическая графика Андрея Топунова основана на методе показа фотоизображения на цилиндрической поверхности. [ 8 ] Им разработана компьютерная программа, которая повышает достоверность ощущений, возникших при наблюдении изображений пространственных объектов. Таким образом, создается иллюзия объема, так как мы имеем дело с реальной глубиной, которая продолжается дальше в пространство и грозит замкнуться за спиной зрителя.

^ Рис 12. «Тиражирование». а) А. Топунов. «Аноморфный объект». Государственная

Третьяковская Галерея. 2009. б), в) Цилиндрическая графика. Германия.

г) «Колодец времени» в Палеонтологическом музее в Москве.

Читайте также:  Канализация на даче своими руками. Как сделать?

Коммерциализация и прагматичность современной жизни создают невозможность архитектору выразить «нерентабельное» предложение в вечном материале – камне. Эпоха создания грандиозных ансамблей отступает из-за отсутствия незанятых природных пространств (и цены на землю). Актуальными становятся минималистические «уловки» архитектора, временные оптические эффекты, виртуальные объекты. Лазерные шоу, возможности светового преображения ночного города раздвигают рамки привычного вместе с развитием и доступностью электронных технологий. Фестиваль света Fete des Lumieres во французском Лионе демонстрирует возможности дематериализации и преображения архитектурных объектов, когда улицы и площади исторического центра города надевают «фотофасады». При помощи лазерных установок, линз и специальных проекторов привычные днем виды яркими слайд-картинами и световыми иллюзиями ночью превращаются в новый виртуальный город-фентези. Немецкие архитекторы Х.Тонн, Ф.Петцольд и Д.Донат используют цифровые технологии для визуального расширения пространства, «разрушения» плоскости и моделирования различных видов. У зрителя возникает иллюзия окна, колоннады, вида на парк там, где на самом деле глухая стена комнаты. [ 5 ]

Рис.13. «Слайд-картина». а) Москва. Праздничное оформление города. 2009.

б) Моренама (Япония). Слайд-картины. Архитектор Исама Нагати. 2000.

в) Архитектура «света» инсталляция в японском парке.

8. Прием «Цифровая вода»

Компьютерные технологии трехмерного отображения объектов все активнее проникают в архитектуру. Этому способствует изобретение различных видов 3d-дисплеев, 3d-киоска. Устройства нового поколения методом вибрации волн «рисуют» на воде, в огне и тумане, поднимают изображения в воздух, позволяют вращать руками. Компьютерный инструментарий CAD предлагает целый ряд новинок, обеспечивающих создание контактных и бесконтактных виртуальных моделей. Корпорацией Toshiba созданы жидкокристаллические экраны, которые располагаются горизонтально, а изображаемые предметы, как кажется наблюдателю, парят над ними, как над столом. Японский национальный институт передовых прикладных наук и технологий (AIST) продемонстрировал новый тип дисплея, который способен физически генерировать объемное изображение прямо в воздухе. «Цифровая вода» (туманный экран) – это устройство, создающее из мельчайших капелек воды плоскую поверхность для демонстрации изображений. Туман, извлекаемый из обычной воды, растворяется в течение нескольких секунд после выключения, не оставляя никаких следов. Многие музеи мира используют Туманный экран для демонстрации инсталляций. [ 3 ]

Рис. 18. Цифровые технологии. Павильон со стенами из «цифровой воды

Имена самых виртуозных художников, рисующих объемные рисунки на асфальте.

Объемные рисунки на асфальте – это особое направление стрит-арта, основанное на перспективе и обмане зрения. Такую картину – анаморфоз – можно увидеть лишь с определенной точки, только с нее преднамеренно искаженное изображение принимает правильный вид.

Исторически первая графика на асфальте появилась в Италии в XIV веке, тогда художники-самоучки кочевали из города в город, развлекая народ изображениями различных религиозных сюжетов прямо на средневековых площадях.

Сегодня технику создания трехмерных и одновременно плоских изображений на основе искажения и перспективы широко используют и в рекламных целях, что заставило нас обратить внимание на самых известных всему миру художников, работающих в этом жанре.

Эдгар Мюллер

44-летний Эдгар Мюллер (Edgar Mueller) родился и живет в Германии. В 25 Эдгар понял, что хочет полностью посвятить свою жизнь стрит-арту. С тех пор иллюзорные рисунки на асфальте – это для художника и хобби, и профессия, и способ зарабатывания на жизнь. Эдгар Мюллер рисует свои 3D рисунки масляной и аэрозольной краской. Площадь его картин может достигать 400 м2 (практически площадь баскетбольной площадки). Создание одного шедевра 3D-искусства занимает у художника в среднем 5 дней.

Оптические иллюзии в ландшафтном дизайне дачного участка и его архитектуре

Оптические иллюзии – часть нашей жизни. Особенностью зрения является, что, мы можем видеть то, чего в действительности нет. Например, кинематограф целиком построен на восприятии нашим зрением группы кадров как непрерывной картинки. Оптические иллюзии – хороший помощник художника, дизайнера, архитектора. Еще древние греки 25 веков назад использовали иллюзии для того, чтобы подчеркнуть красоту Парфенона (рис. 1).

Колонны Парфенона при наибольшей освещенности, как будто зрительно уменьшают объем предмета, то есть, если бы все колонны были одинаковы, то угловые казались бы меньшими, чем другие. Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований, проектировщики добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали. Использование этого эффекта привело к тому, что здание кажется большим по размеру, чем оно есть на самом деле. Архитектор храма великолепно использовал знание перспективы. Он верно рассчитал, как соизмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их гармоничными взгляду человека, смотрящего на храм снизу вверх.

Сама перспектива – это в, своем роде, иллюзия зрения. Она получается потому, что при оценке рисунка человек воспринимает его как изображение постепенно удаляющихся (или приближающихся) предметов. То есть, уходящие вдаль рельсы, или дорога, изображаются не с помощью параллельных линий, как это есть на самом деле. Линии на рисунке плавно сближаются. Если на созданном по законам перспективы рисунке поместить два одинаковых по размеру объекта, они будут восприниматься как разные.

Условно оптические иллюзии разделяют на несколько групп:

– обусловленные искажением восприятия размера, формы, расстояния т.е. физической величины;

– связанные с адаптивными способностями нашего восприятия;

– иллюзии, появляющиеся благодаря тому, что наш мозг пропускает всю получаемую информацию через свой имеющийся опыт.

Хорошим примером иллюзии в архитектуре считается «висячий дом» Алекса Чиннека в центре Лондона (рис. 2). Он как бы парит в воздухе.

Рис. 2. «Висячий дом» Алекса Чиннека

Секрет его заключается в маленьком контейнере справа от здания. Он служит противовесом и держателем в несколько тонн одновременно.

Иррадация – это иллюзия, при которой светлые предметы на темном фоне кажутся больше темных предметов на светлом фоне (рис. 3).

Рис. 3. Иррадация

Общеизвестна иллюзия Луны, которая состоит в том, что луна, находящаяся низко над горизонтом, кажется намного крупнее, чем она же, находящаяся высоко в небе, хотя ее проекции в двух случаях не отличаются друг от друга по размеру.

В Средние века и в эпоху Возрождения люди вновь стали интересоваться наукой, живописью и скульптурой. Влияние художников эпохи Ренессанса заметно в строгом научном дизайне иллюзорных полов, раскрашенных в точном соответствии с законами оптики и перспективы. Ощущение объемности рисунка настолько велико, что возникает искушение потрогать «кубики» руками (рис. 4).

Хорошим примером иллюзии может служить трехмерный пол. В основном тут используются эпоксидные полимеры, которые выдают матовую и прозрачную структуру (выступая в роли линзы, благодаря которой рисунок под ней обретает объем).

Рис. 4. Мозаичный пол на «Саншайн Сити» в Токио в стиле эпохи Возрождения

Чередование высококонтрастных четырехугольников создает иллюзию искривления линии, хотя, на самом деле, отрезок параллелен краям картинки (рис. 5).

Рис. 5. Иллюзия искривления линии

Занимательна иллюзия мерцающей решетки (рис. 6). Впервые о ней упомянул немецкий физиолог Лудимар Герман в 1870-м году. Ложные темные области появляются на пересечениях белых линий.

Русские зодчие также использовали оптические иллюзии. Один из примеров – Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, сооружённый в 1422 году над гробом Сергия Радонежского. Его наружные стены имеют заметный наклон к центру здания, благодаря чему строение кажется более устойчивым. Для того, чтобы храм казался выше, барабан, являющийся опорой купола, кверху заужен (рис. 7). Внутри храма возникает еще одна иллюзия: он кажется значительно выше, чем есть в на самом деле.

Рис. 6. Решетка Германа (иллюзия мерцающей решетки)

При строительстве Троицкого собора, например, были наклонены внутрь стены выше арок порталов и столбы, служащие опорами свода (пилоны). Еще большего эффекта высоты помогают добиться крутые линии арок и сводов.

Рис. 7. Интерьер Троицкого собора, иллюстрация XIX века

Очень интересна знаменитая парадная Королевская лестница, или Скала Реджа, которая соединяет папский дворец с собором Святого Петра. При ее строительстве Бернини использовал прием искусственной перспективы.

Из-за того, что лестница, перекрыта кессонированным сводом, и понемногу сужается то, соответственно, уменьшается высота колонн, идущих по ее сторонам. Архитектору удалось создать иллюзию увеличения длины и размеров лестницы, а также достичь следующего визуального эффекта: когда Папа выходит на верхнюю площадку лестницы, то его фигура как будто вырастает в размерах.

Рис. 8. Королевская лестница

Площадь Святого Петра обрамляет колоннада Бернини. Овальная форма придаёт видимость меняющихся форм, так как ракурсы меняются в зависимости от угла зрения. Если встать в определенных точках площади, то можно наблюдать удивительный оптический эффект: колонны всех рядов колоннады выстраиваются в один ряд. Великолепные мраморные колонны в 4 ряда поддерживают упругую ленту, которую венчают 140 статуй христианских святых, сделанных последователями Бернини.

Рис. 9. Колоннада Бернини

Широко использовались при проектировании ритуальных сооружений приближения Пи: «22/7», «333/106», «355/113» и «223/71».

Также известны архитектурные здания с приближением Пи/2. Так, Дэвид Боуман считает, что приближение «11/7» было хорошо знакомо архитекторам Древнего Египта. В его терминологии: «11 palms» и «7 palms».Известно также, что Лоренцо Бернини при проектировании «замочной скважины» использовал приближение «223/142».При этом 446 – высота собора святого Петра в английских футах. А 284 – это количество колонн в колоннаде Лоренцо Бернини.

Полукруглая колоннада выполнена в виде протянутых рук, которые как будто обнимают весь мир. Колоннаду в 4 ряда построили в 1660г. высота колон – 20 метров, а ширина – 1.6 метров.

В геометрической основе используется определитель перспектив. Каждому конкретному положению точки зрения в пространстве соответствует единственная перспектива объекта на картине. Непрерывное движение этой точки вызывает на картине иллюзию непрерывных преобразований одних перспектив в другие и образование бесчисленного множества перспектив заданного объекта. Чтобы из этого количества выделить нужную перспективу, необходимо на плоскости картины создать графические элементы, положение и вид которых не зависят от положения точки зрения в пространстве. Такие элементы называются графическими инвариантами группы преобразований. Они создают на картине общую для всего множества перспектив графическую конструкцию, называемую определителем перспектив.

Оптические эффекты, используемые в ландшафтном строительстве, объясняются совокупностью законов оптики, законов линейной и воздушной перспективы, особенностей зрения и восприятия человека. В основе применения и создания этих эффектов так же используется знание о том, что люди, с детства привыкнув к существованию совокупности вышеперечисленных законов и интуитивно ощущая их действие, склонны обманываться, оценивая окружающее пространство. Например, все мы знаем, что предметы, находящиеся вблизи, кажутся нам большими, а расположенные вдали, меньшими. На основе этого знания мы делаем выводы о примерном расстоянии до предметов и глубине пейзажа. Если же специально разместить на переднем плане крупные объекты и другие элементы дизайна, а на дальнем мелкие, то создастся полная иллюзия отдаления и глубины, что широко используется в ландшафтном строительстве.

В жизни встречается множество иллюзий зрения. Некоторые обманы зрения для нас опасны и нежелательны, и люди стремятся снизить их воздействие; иные воспринимаем как забавные, а некоторые применяем с пользой для себя.

Ссылка на основную публикацию