Ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото

Версальский парк традиционного французского стиля

Ландшафтный дизайн версальского парка определяется классической геометрической формой, заимствованной из Римской архитектуры.

Традиционный французский стиль был разработан между 17-м и 18-м веками и являлся отражением богатства и власти. Французские сады Версаля, расположенные на территории 800 гектаров недалеко от Парижа, были и остаются одними из самых величественных и красивых стилей садового искусства.

Версальский дворец был главной резиденцией французских королей со времен Людовика XIV. Украшенный несколькими поколениями архитекторов, скульпторов, декораторов и ландшафтных архитекторов, парковый ансамбль дал Европе модель идеальной королевской резиденции.

Версальское чудо архитектуры и паркового дизайна имело большое влияние на художественную форму других дворцов и садов в Европе. Это символ системы абсолютной монархии и ее придворной жизни старого режима.

В 1661 году, Людовик XIV поручил Андре Ленотру проектирование и разбивку Версальского парка, который, по его мнению, был так же важен, как и сам дворец.

Потребовалось сорок лет и титанические усилия, чтобы полностью закончить работы по ландшафтному дизайну. Но Андре Ленотра не работал в одиночку. Жан-Батист Кольбер, смотритель королевских сооружений, руководил проектом с 1664 по 1683 год.

Шарль Лебрен, в январе 1664 года был назначен первым живописцем короля, и по его чертежам было создано большое количество скульптурных композиций, статуй и фонтанов.

На огромной территории расположены тщательно ухоженные газоны, геометрические и топиарные фигуры, цветники, каналы с мостиками, оранжереи, водоемы, статуи, скульптуры и 1 400 поражающих воображение водных фонтанов в виде водопадов и каскадов.

Квадраты, прямоугольники, треугольники и круги создаются с помощью низко стриженой живой изгороди из кустарников, соблюдая цветовую схему. Цветы на садовой территории меняются каждый год. Самыми распространенными оттенками являются синий, желтый, красный, лиловый и пастельный.

Центральной осью садов Версаля проходит Гранд-Канал, который создает водную перспективу до самого горизонта, отражая заходящее солнце.

Вокруг канала расположены геометрические просторы насаждений, клумб, дорожек, прудов и озер, а также рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне декоративных светильников и чудесных растений. Мраморные и бронзовые статуи установлены вдоль дорожек и спрятаны в листве.

Рядом с дворцовым комплексом для развлечения Марии-Антуанетты была построена очаровательная уединенная деревня. Ее домики с соломенными крышами, водяная мельница и озеро отражали крестьянский быт Франции той эпохи.

Поскольку французский сад спроектирован на обширной территории, то дорожки также являются важным компонент садового дизайна. Они, как правило, выложены камнем или плиткой. Вдоль дорожек можно увидеть множество скульптурных композиций, солнечные часы, колонны, купальни для птиц и другие парковые украшения.

В 1979 году Версальский парк был причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. После разрушительного зимнего шторма в 1989 году, который уничтожил более 1000 деревьев на территории дворца, французское правительство приступило к реализации широкомасштабного проекта ремонта и реконструкции. Сильнейший ураган в 1999 году привел к потере около 10 000 деревьев, в том числе посаженных Марией-Антуанеттой и Наполеоном.

Около девяти миллионов человек ежегодно посещают этот потрясающий парковый комплекс. Дизайн Версальского парка претерпел изменения на протяжении многих лет, но что остается неизменным, так это его красота, заполняющая душу посетителя.

GARDENER.RU ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Садово-парковый путеводитель

Последние добавления в раздел

Приглашаем всех желающих к участию в наполнении раздела!Сегодня мы собрали самую крупную в Рунете коллекцию материалов по садам и паркам мира, это один из самых цитируемых и посещаемых разделов сайта. С Вашей помощью коллекция обогатится и станет еще интереснее и полезнее для всех, кто интересуется садово-парковой тематикой!

Садово-ландшафтные новости на Facebook

Ближайшие события

  • 37346

Версаль – Дворцово-парковый комплекс
(Versailles)

Версаль – маленький городок под Парижем. Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.

Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.

Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи.

Версаль возник на болотистом месте и является творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф. Деревья высаживались уже большими. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта. Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль, писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по улице.

Весь этот огромный комплекс создан по единому проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.

Знакомство с Версалем начинается с площади Армий, одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города. На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. Здесь пока не виден парк, и тем сильнее впечатление от внезапно открывающейся бесконечной перспективы, которое охватывает вас, когда вы попадаете по другую сторону дворца.

В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и северный партеры. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном направлении тянется аллея Детей. На этой оси расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим бассейном.

Далее к западу территория слева и справа от основной оси разбита на квадраты – боскеты. По периметру они обсажены плотной стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие забавы.

По главной оси парка располагаются друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны, посвященный любимой матери Луи XIV и Аполлона, ее любящего сына. Между этими фонтанами находится еще одна особенная деталь Версаля – зеленый ковер, полоса идеального газона длиной 300 метров. За фонтаном Аполлона начинается Большой канал. Перспектива в этом направлении теряется где-то в голубой дымке. По каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на лодке.

В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.

Версальский парк щедро украшен скульптурой. Некоторые изваяние были вывезены из того же Во-ле-Виконта.

Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют два Трианона: Большой и Малый. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить здесь павильон для легких трапез. Большой, или Мраморный, Трианон построен еще при Людовике XIV, а Малый позже – в 1768 году по заказу Людовика XV. Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала.

Малый Трианон отражает уже иную идею паркостроения. Он стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны. Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди. Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие.

Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.

Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки. Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в Версаль. И пусть ваша мечта осуществится!

Читайте также:  Стол для дачи своими руками

Светлана Чижова, кандидат биологических наук, компания ‘Ландшафтное искусство’,

cпециально для GARDENER.ru

Проезд:

Франция, 17 км. на юго-запад от Парижа.

Официальный сайт >>>

–>

Твитнуть

Смотрите также

В 1995 году супруги Конни и Бен Валрафен (Conny, Ben Walraven) унаследовали земельный участок бабушки и дедушки Конни, расположенный в провинции Зеландия, всего в километре .

Сады Версаля

В двадцати километрах на юго-запад от центра современного Парижа расположены самые знаменитые регулярные сады на Земле – Сады Версаля. Это пример колоссальной по масштабам ландшафтной архитектуры, раскинувшийся на огромной территории. Большая ее часть благоустроена в стиле регулярного французского парка, являясь не столько последователем, сколько законодателем этого направления ландшафтной архитектуры. Сады Версаля занимают площадь более девятисот гектаров, на которых произрастают более трехсот пятидесяти тысяч деревьев. Эти впечатляющие цифры, однако, тают перед тем фактом, что в наиболее благоприятные времена Людовика XIV площадь садов составляла восемь тысяч триста гектаров!

Первая планировка садов была создана архитекторами Клодом Молле и Иларием Массоном в тридцатые годы XV века. Она просуществовала вплоть до шестидесятых годов, когда Людовик XIV «вплотную» занялся Версалем совместно с художником Шарлем Лебреном, архитектором Луи Лево и человеком, который может по праву считаться отцом садов Версаля – Андре Ленотром.

Сады Версаля никогда не существовали отдельно от загородной резиденции французских монархов. Первые упоминания о Версале относятся к 1623 году, когда Людовик XIII повелел возвести на территории будущего дворца очень маленький охотничий замок. Его размеры не превышали шесть на двадцать четыре метра.

Основное строительство, в результате которого был создан облик того Версаля, который мы знаем, было развернуто Людовиком XIV. Его называли «Король-солнце». Дворцово-парковый ансамбль, созданный им, является одним из основных памятников эпохи правления «Короля-солнца» и наиболее ярким олицетворением абсолютизма – неограниченной власти королей на французской земле. По приблизительным подсчетам, строительство Версальского комплекса обошлось французской казне в 10 521 867 кг серебра. Это очень тяжело пересчитать на современные деньги, поскольку стоимость драгоценных металлов, выраженная в их покупательной способности, неоднократно менялась. Строительство продолжалось пятьдесят лет, и, более половины указанной суммы было потрачено на внутреннюю отделку дворцовых помещений.

Сады Версаля являются одним из самых посещаемых туристических мест в мире: их ежегодно их видит свыше шести миллионов человек. Кроме красивейшей регулярной архитектуры самих садов, парк изобилует фонтанами, созданными во времена Людовика XIV. Гидравлическая система этих фонтанов не претерпела реконструкции с дореволюционных времен (имеется в виду Великая Французская революция, начавшаяся взятием Бастилии 14 июля 1789 года). Однако в связи с ограниченными водными запасами, в Версальском парке (в отличие от Петергофа, например) невозможно обеспечить постоянную работу фонтанов. Поэтому грандиозные шоу, во время которых все фонтаны работают в полную силу, проводятся только в выходные дни летнего сезона.

Основными «структурными единицами» садов являются водоемы, фонтаны, гроты и боскеты. Последние представляют собой специфический, характерный для регулярного парка элемент ландшафтного дизайна , сформированный стриженными лиственными деревьями, образующими правильные геометрические фигуры, имитирующие архитектурные формы. Во времена правления Людовика XIV была сформирована основная архитектура и ландшафтный дизайн садов, который сохранился до наших дней. При этом растения в садах неоднократно пересаживались. Эти пересадки (репланации) были вызваны как реальной необходимостью подобных процедур для оздоровления растений, замены больных и слишком сильно разросшихся, так и изменениями в концепции и вкусах французских монархов и ландшафтных дизайнеров. Сады Версаля перенесли не менее пяти масштабных репланаций, некоторые из которых были вызваны сильными ураганами, уничтожившими большую часть растительности. Последние из этих ураганов пронеслись совсем недавно – в 1990 и 1999 годах, явившись причиной потери нескольких тысяч деревьев. Все эти события привели к тому, что в наше время в садах нет растений – ровесников Людовика XIV.

В эпоху Великой Французской революции над садом Версаля нависла нешуточная угроза полного уничтожения, и, только благодаря усилиям и дипломатичности управляющего ботаническими садами Луи Клод Ришара, опасность удалось устранить. Правда, ценой этого стало полное открытие садов для «простого народа», результатом чего, по словам очевидцев, стала нормой картина стирки домохозяйками белья в фонтанах Версаля.

Одной из основных проблем Версальских садов всегда была вода. Огромные потребности в ней (которые постоянно росли) не могли быть удовлетворены за счет естественного водоснабжения, как это сделано, например, в Петергофе. Даже в наши дни фонтаны Версаля никогда не работают постоянно. На протяжении двух веков, до появления современных систем водоснабжения, сады Версаля служили полигоном для воплощения самых инновационных, для своего времени, идей водоснабжения. Уже в XVII веке вода для фонтанов и полива растений подавалась в накопительные водоемы с помощью водокачек на ветряной и конной тяге. Производительность первой водокачки (1664 год) составляла внушительные, по меркам тех времен, шестьсот кубометров воды в сутки. Однако уже через десять лет потребности возросли настолько, что пришлось реализовывать грандиозный проект по отклонению русла небольшой реки и установки на ней мощной ветряной водокачки. Это позволило увеличить объем воды, доставленной в сады, до семидесяти двух тысяч кубометров. В 1865 году был введен в эксплуатацию грандиозный проект по подъему воды к садам из Сены на высоту более ста метров. Объем воды, потребляемой Версалем, был такой же, как объем воды, потребляемой всем Парижем. Во время «Праздника Фонтанов», когда все фонтаны Версаля работают в максимальном режиме одновременно, только одна послеобеденная сессия требует более десяти тысяч кубометров воды.

Если Вы собираетесь во Францию, то посетить Версаль нужно обязательно. Но! Очень важно сделать это правильно, иначе он может обмануть ожидания. Собираясь в Версаль, обязательно учитывайте следующие вещи:

  • Фонтаны работают по графику, только в выходные и праздники. При этом время их работы едва ли составляет два-три часа в день. Поэтому, обязательно изучите график работы фонтанов, и, в соответствии с этим, определите порядок осмотра дворцов и садов. Для этого рекомендуем посетить Официальный сайт Версаля.
  • Сады и парк открыты ежедневно, а дворцы не удастся посетить по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря. Также на сайте можно узнать, какие части дворцов открыты для посетителей.
  • Добраться до Версаля проще всего на RER (это такой гибрид метро и пригородной электрички в Париже и его окрестностях) до станции Versailles Rive Gauche. Поскольку билета туда-обратно нет, имеет смысл купить два билета – один для поездки туда, а другой обратно, чтобы потом не пришлось стоять в большой очереди. Подробности о работе RER, расписание и прочую полезную информацию можно взять здесь
  • Будьте готовы к тому, что перед входом в Версаль, вам придется пройти досмотр.
  • Стоимость полного билета в Версаль составляет 25 Евро в дни, когда фонтаны работают и 18 Евро в дни, когда они не работают.
  • Перед посещением Версаля изучите его карту и составьте приблизительный план маршрута, иначе Вы просто не успеете все посмотреть. Версаль огромен.

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных — тисе и ель, из плодовых — яблоня, груша, вишня.

В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.

В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:

  • развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;
  • создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;
  • создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;
  • введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;
  • учет особенностей оптического восприятия пространства.

Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина — 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части—1600 м, поперечной — 1000, ширина — свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая — через Колесницу Аполлона, вторая — через восточный бассейн Большого канала,— отделяет лесопарковую часть от боскетной.

Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов.

Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди — палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал, Королевский остров).

За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по попереч¬ной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией.

Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала. В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края террасы, взору открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра.

Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».

Маршруты посещения Версаля

Говорят, что непосредственно перед смертью в 1700 году, Андре Ленотр, ландшафтный архитектор, создатель Версальских садов, посетил их в последний раз в сопровождении короля. Хотя не известно было, какой маршрут они выберут, Людовик XIV надеялся, что Ленотр последним предчувствием созидателя подскажет новый путь осмотра красивейшего парка мира. Очень возможно, что их посещение, соответствовало маршруту, разработанному более чем за десятилетие до этого.

В самом деле, маршрут был необходим для посещения Версальских садов, если верить тому, что Андре Фелибьен, придворный летописец, объяснял в описании Версальского замка: «Существует бесчисленное множество предметов, которые, притягивают взгляд отовсюду от чего пребываешь в растерянности: какой путь выбрать. Лучше всего следовать указаниям, которые я разработаю, с тем чтобы сделать все кругом наиболее удобным и наименее утомительным». Версаль не только пространственный, но и временной лабиринт, так как сады и дворцы были постоянно в состоянии строительства, подвергаясь перестройкам и преобразованиям в течение почти полувека. Людовик XIV прекрасно сознавал важность хода и ритма посещения садов. Поэтому то в 1689 году он составил инструкцию, «Способ показывать Версальские сады», которую он переработал еще в пяти вариантах, последний из который вышел в 1705 году.

В годы, когда проводились крупные праздники, внешний вид Версаля постоянно совершенствовался, с целью превратить его в обрамление, соответствующее таким спектаклям, как: «Удовольствия очарованного острова» (1664), «Великие королевские увеселения в Версале» (1668) и «Версальские увеселения» (1674). В определенном смысле последовательность увеселений — прогулка, музыка, театр, обед, балет, салют — уже определяли маршрут, «правила посещения» садов, и намечали район посещения в соответствии с практическими и символическими требованиями праздника. Однако, подобный маршрут, каждый раз связанный с определенным событием не мог полностью отвечать ни повседневным потребностям, ни удовольствиям, получаемым от каждого посещения. Для организации прогулки было желательно наличие инструкции. Существовали уже тексты, предлагающие определенные маршруты, такие как «Прогулка по Версалю» Мадлен ле Скюдери и «Любовные похождения Психеи и Купидона» Жана де Ла Фонтена. Но эти произведения были навеяны мотивами скорее литературными, нежели практическими. Когда закончился период больших праздников, а двор окончательно обосновался в Версале, дворец и сады сами стали представлять собой зрелище. Инструкции к посещения садов Версаля стали, тем более важными, так как они гарантировали, что взгляды короля будут совпадать с ними. Разделяя эстетические принципы Мадлен ле Скюдери, по которым «искусство украшает природу», так же как и технологические требования выведенные из картезианской метафизики и направленные на «подчинение себе природы», воля короля символически записанная в эстетику Версаля, была, таким образом, довершена и закреплена в разработанном им маршруте. Этот маршрут, хотя и длиной в восемь километров, включал в себя лишь малую часть множества диковинок, которые следовало осмотреть.

Интересно отметить однако, что этот маршрут решительно пренебрегал мифологическим духом Версаля. Лучезарный символизм, присутствующий повсюду, не акцентировал формальную сторону, наиболее важную для сада. Великолепная центральная ось, вела от замка к центральной аллее и соединялась над каналом с бесконечно удаленной и уходящей в перспективу линией, ведущей в сторону захода солнца. Людовик XIV, можно сказать, старался навязать превосходному произведению возвышенный эстетический опыт, исходящий из его собственного вкуса и воли. Но разве это отличается от того, что совершает каждый посетитель Версаля, выбирая какой бы то ни было маршрут?

Лаконичный и четкий тон инструкций для показа версальских садов может объясняться многочисленными стремлениями: навязать единственно возможное видение внутри обширного и сложного ансамбля Версаля, сбалансировать ритм посещения, который, по определению, выполняет функцию движения и изменения перспективы, наконец, выявить визуальный опыт, связанный с местом несущим очень большую символическую нагрузку. Следовательно, маршрут делает акцент на неподвижное, формальное, классическое, одним словом «картезианское» восприятие этого большого, чисто французского сада, в ущерб его динамическому, барочному аспекту. Таким образом, инструкции дают аполлоническое видение Версаля, в соответствии с эстетическими взглядами короля часто повелительными и указывающими, которые воспринимаются, благодаря способу их выражения как королевский указ и как требования этикета. Тем не менее, любовная, фантасмагорическая, эфемерная и эротическая реальность поджидает посетителей на каждом шагу. Так как эстетическая логика сада во французском стиле сочетает геометрическое расположение садов с декоративными орнаментами, изгибами, эфемерностью человеческого восприятия; технологические диковинки того времени с мифичелким и поэтическим символизмом. Неоклассицистический формализм этих садов постоянно уравновешивается, обогащается и, в конце концов, нарушается динамизмом барокко присущим бесконечному числу возможных маршрутов.

Существует также и другой маршрут по Версалю, который вписывается в саму структуру садов. Людовик XIV очень гордился водными эффектами своих садов, бесчисленными фонтанами, бассейнами, каналами и другими изобретениями, показывающими игру воды. Это была совершенно обоснованная гордость, так как подведение воды в сады, гидравлическая система и созданный с этой целью, механизм Марли были новшеством в технике, имеющим самое большое значение, истинным чудо в мире барокко. Но, несмотря на это, напор воды был недостаточным, чтобы заставить работать все фонтаны одновременно. Следовательно, маршрут был оборудован таким образом, чтобы во время прогулок короля и придворных, фонтаны, находящиеся в поле их зрения были включены, и выключались когда они проходили мимо, а другие фонтаны приводились в действие. Таким образом, очарование этой удивительной поэзии воды ограничивалось технической необходимостью.

Наверное, этот маршрут, проходящий через фонтаны и бассейны, был наилучшим для XVII века, отражая концепцию предложенную королем. Искусство, природа и технология объединились здесь, чтобы достигнуть наибольшего результата в воздействии иллюзий, очарования и желаний. Оба маршрута, «пера и волны», и сегодня продолжают руководить нами при посещении Версаля.

Сады и парк Версаля (Gardens of Versailles) Франция

Сады и парк Версаля (Gardens of Versailles) являются частью дворцово-паркового ансамбля Версаля и находятся на территории прежних Королевских владений в Версале. Сады расположены к западу от дворца и занимают 900 гектаров площади, большая часть которой оформлена в классическом стиле французского парка, который был здесь доведен до совершенства известным французским ландшафтным архитектором Андре Ленотром.

Парк Версаля

На территории дворцово-паркового ансамбля Версаля по состоянию на 2010 год произрастало 350000 деревьев. Дворцовые парки Версаля, в период расцвета эпохи правления Людовика XIV, охватывали площадь 8300 гектаров. А по всему периметру Версальский парк был окружен оградой, в которой было 22 роскошных проезда. На сегодняшний день сады Версаля окружены поясом лесистой местности, которая на юге граничит с лесами Сатори, на севере примыкает национальный Дендрарий Шеврёлу, на востоке находятся жилые кварталы города Версаль, на северо-востоке с муниципалитетом Ле-Шене, на западе — охраняемый заказник Версальская равнина.

Версаль – маленький городок под Парижем (Франция). Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.

В 1979 году парк и сады Версаля, вместе с самим дворцом, наряду с другими 31 объектами Франции были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сады и парк Версаля являются основной частью Национального достояния Трианон и Версаля. Версальский парк – это одни из самых посещаемых и знаменитых туристических объектов Франции, который в год принимает свыше 6 миллионов посетителей. По всей территории садов Версаля, тщательно подстриженны лужайки и газоны, цветы и скульптуры. В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.

Сады в Версальском парке самые красивые и обворожительные на всей нашей планете. Сады Версаля – это буйство красок целый год. Королевский сад производит просто неизгладимое впечатление на всех посетителей, он самым идеальным образом вписывается в архитектуру Версальского парка с его декоративными фонтанами и статуями.

В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и северный партеры. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном направлении тянется аллея Детей. На этой оси расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим бассейном.

Сегодня садово-парковый комплекс Версаля, как и много столетий назад, безупречен и красив. Тут постоянно ведутся множество работ по сохранению и уходу всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк Версаля уникален. Оказавшись здесь, Вы переноситесь в эпоху «короля-солнца» и барокко, красоты и богатства, моды и театра, Вы как-будто попадете в иное измерение.

Трудности с водой. В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого Канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка, и отводят в резервуары и в Большой Канал. Экономное расходование музеем этого природного ресурса не сказывается на снабжении города Версаля питьевой водой.

Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки. Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в Версаль.

Французское чудо: Сады Версаля

Всего в паре десятков километров от французской столицы находится непревзойденней садово-парковый комплекс – изумительные по красоте Сады Версаля. Этот образец потрясающей по объему и эстетике образец архитектурного ландшафта раскинулся на 900 га. Основная часть этой огромной территории обустроена в стиле французского регулярного парка, который послужил примером для подражания и вдохновения создателям многих других садов и парков.

Версальские Сады – ландшафтная иллюстрация королевской власти

Сады Версаля возникли и существовали как неотъемлемая часть загородной резиденции королей Франции. Первоначально здесь Людовиком XIII был устроен небольшой охотничий домик. Основное строительство в Версале развернулось в эпоху его сына Людовика XIV. Роскошный дворцово-парковый комплекс, за строительством которого король тщательно следил, стал истинным воплощением абсолютистской монархии и могущества короля-солнце, как прозвали Людовика. Просто фантастические суммы были потрачены казной, чтобы угодить придирчивому вкусу короля, стройка затянулась на полвека.

Порядка шести миллионов туристов посещают Версаль ежегодно. Невозможно не восхититься красивейшей образцами регулярной архитектуры, садами и многочисленными фонтанами, гидравлика которых прекрасно функционирует еще со времен Великой французской революции.

Правда Версальский парк имеет ограниченные водные ресурсы, поэтому в полную мощь все фонтаны включают лишь в дни впечатляющих шоу, которые обычно проходят на выходных в летние месяцы.

Создание Версальских садов началось под руководством Клода Моле и Илария Масона в 30-х годах семнадцатого века, в шестидесятые, когда король-солнце решил устроить в Версале свою резиденцию, здесь начали работать художник Лебрен, архитектор Л.Лево и тот, кого можно назвать творческим отцом сада — Андре Ленотр.

Главные особенности ландшафтного дизайна Версаля были заложены при Людовике XIV, хотя проводилось несколько масштабных перепланировок в разные годы, растения пересаживались, но общая архитектурно-ландшафтная концепция в основном сохранялась и воссоздавалась. Причинами вносимых изменений бывали как объективные причины (замена старых деревьев, ликвидация разрушительных последствий ураганов и т. п.) так и субъективные — перемены во вкусах у царствующих особ, желающих непременно отразить свое эстетическое видение в Версальских Садах.

Характерными элементами Версальских садов можно назвать водоемы, боскеты, гроты и фонтаны, которые часто расположены и названы так, что образуют некие символические цепочки и ассоциации. В богине Латоне, которая была матерью бога солнца Аполлона, легко угадать мать Людовика XIV, известную всем по романам Дюма Анну австрийскую. Вот с фонтана, посвященного Латоне, мы и начнем нашу небольшую прогулку по Версальским Садам. Кстати, отправляясь на реальную прогулку сюда, заранее разработайте план, так даже за целый день обойти гигантскую территорию комплекса не удастся.

Бассейн Латоны

Он расположен вниз от Водного партера и слегка смещен влево от оси восток-запад. Бассейн украшают статуи, поставленные тут в 1688-1670 годах, навеянные античным мифом, согласно которому Латона и еще маленькие Аполлон и Диана не могли напиться водой из пруда, так как крестьяне кидали в воду комья грязи и ила. Юпитер, услышав мольбы Латоны о помощи, превратил злых крестьян в ящериц и лягушек.

Скульптура богини выполнена братьями Марси, рядом стоят ее дети, а из воды бассейна высовываются головы и спинки лягушек, другие фигуры лягушек не находятся не в воде, а по границам газона.

Бассейн Аполлона

Продвигаясь дальше по оси восток-запад, мы выходим к бассейну Аполлона, построенному в 1668-1671 годах, и сменившего на этом месте Лебединый бассейн. Новый бассейн был расширен и обзавелся прекрасной скульптурной группой, изображающей блистательного Аполлона в колеснице, совершающего вояж по небосводу. Фигуры покрыты позолотой, чтобы подчеркнуть солнечность Аполлона (с которым придворные поэты любили сравнивать короля). Этот фонтан связывает между собой Малый Парк и Большой Канал.

Местоположение

Большой Канал

Большой Канал имеет в длину 1500 метров при немаленькой ширине в 62 м. и тянется вдоль восточно-западной оси, доходя до стен Большого парка. Его строительство происходило в 1668-1671 годах, канал служил местом лодочных прогулок знати, иногда принимавших совершенно грандиозные формы. В 1674 году по велению монарха на канале возникла Маленькая Венеция, приютившая яхты с каравеллами, присланные из Голландии и венецианские гондолы, подаренные дожем. У Большого Канала есть и практическое предназначение – в него стекает вся вода, отводимая из фонтанов, так как он расположен в самой нижней точке.

Водный партер

Несколько выше бассейна Латоны располагается дворцовая терраса, которую именуют Водным Партером. Он является узловым местом, так как лежит между дворцом Версаля и садами, что лежат ниже.

Это прекрасная точка для обзора, открывающаяся отсюда панорама завораживает и дает наглядное представление о безупречной симметрии садов, а взглянув на дворец, сразу проникаешься величественностью его архитектуры. В 1664 году по королевскому приказу было изготовлено более 20 статуй, которые должны были украшать Водный Партер.

Статуи отражали сюжеты античных мифов, связанных с похищением.

Еловый водоем составляет пару со Швейцарским бассейном, расположены они по оси север-юг, в северном направлении от дворца. Еловый водоем был устроено в 1676 году, а Швейцарский бассейн (назвали его так, потому что в работах по его созданию принимали участие швейцарские гвардейцы) — в 1678 году. В дальнейшем Еловый водоем был переделан в бассейн Нептуна, а вот Швейцарский и сегодня занимает 15 га площади и является крупнейшим после Большого Канала, гидрографическим объектом в Версальских садах.

В садах Версаля еще огромное количество прекраснейших мест, водоемов, галерей, колоннад, боскетов, всего даже не перечислить. И находясь поблизости, мы настоятельно советуем выделить день на осмотр этого изумительно дворцово-садового комплекса.

Только учтите, что даже сегодня не решены проблемы с недостатком воды для фонтанов в Версальских садах, из-за чего их включает всего на несколько часов в определенные дни (обычно в выходные и праздничные дни), поэтому предварительно изучите расписание, чтобы застать версальские фонтаны работающими, ведь они – одна из самых запоминающихся особенностей парка. Приятной вам прогулки по Версальским садам!

Читайте также:  Идеи кормушек, сделанных своими руками. ТОП - 20 с фото
Ссылка на основную публикацию